2 сентября
60 313

Ученые узнали, как «возраст сна» связан с долголетием

4.8

Исследователи из Дании и США выяснили, как нарушения сна влияют на смертность от всех причин.

Ученые узнали, как «возраст сна» связан с долголетием / ©Getty images

Люди спят по-разному в разном возрасте, и изменения качества сна — одно из первых и наиболее хорошо задокументированных признаков старения и плохого состояния здоровья. Практически при любом расстройстве сон нарушается в первую очередь. Скажем, примерно за пять-десять лет до появления других симптомов у пациентов с болезнью Паркинсона возникает специфическое нарушение сна: таким людям снятся кошмары, во сне они могут кричать или бить кулаком о стену.

Существует понятие «возраст сна». Например, если человек 55 лет крепко спит всю ночь и имеет правильные циклы быстрого сна, возраст его ночного отдыха можно оценить, к примеру, на 45 лет. Чтобы узнать подробности по этой теме, ученые из университетов Стэндфордского, Калифорнийского (США), Технического (Дания) и других научных учреждений проанализировали данные о сне 10 699 мужчин и женщин в возрасте от 20 до 90 лет. Свои выводы исследователи представили в журнале Npj Digital Medicine.

Их целью было разработать систему, которая определяет возраст сна и изменение его параметров, которые могли быть наиболее связанными со смертностью. Ученые использовали машинное обучение для прогнозирования возраста сна, вводя в программу данные о параметрах сна каждого участника. Алгоритм распознавал закономерности в этой информации и использовал их для прогнозирования возраста сна.

Исследователи пришли к выводу, что фрагментация ночных бдений — когда человек просыпается за ночь несколько раз менее чем на минуту (и не помнит об этом) — самый сильный предиктор смертности от всех причин. Почему фрагментарный сон так вреден для здоровья, ученые намерены выяснить в дальнейших исследованиях. Кроме того, прогностическими параметрами смертности стали снижение эффективности дремоты и сокращение фазы быстрого сна, сопровождающейся быстрым движением глаз.

А вот сокращение фазы так называемого медленноволнового сна, который еще называют глубоким, в сочетании с низкой эффективностью сна оказались связаны с развитием гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний. Специфические нарушения, такие как расстройство быстрого сна и потеря вегетативной регуляции во время сна, были ранними предшественниками синуклеинопатий — нейродегенеративных заболеваний, которые характеризуются аномальным накоплением агрегатов белка-синуклеина в нейронах, нервных волокнах и глиальных клетках.

К счастью, возраст сна можно улучшить и таким образом провести профилактику опасных заболеваний. Для этого ученые советуют засыпать и просыпаться в стандартное для большинства людей время (не слишком поздно и не очень рано), спать в темном помещении, подвергать свое тело регулярным физическим нагрузкам (но не непосредственно перед сном), отказаться от алкоголя, кофеина и обильной пищи на ночь.