02.09.2022
Анна Новиковская
4 269

Выделяемый из древесной коры антибиотик подавил рост даже устойчивых к лекарствам бактерий

3.5

Устойчивость бактерий к противомикробным препаратам — одна из самых серьезных угроз для общественного здравоохранения в мире. Ученые постоянно ищут новые антибиотики, способные совладать с устойчивыми микроорганизмами. И на этот раз они обнаружили его в древесной коре.

Синегнойная палочка чрезвычайно устойчива к антибиотикам, но выделенный из древесной коры гидрохинин смог замедлить рост ее колоний / © ru.wikipedia.org / Автор: Екатерина Лебедева

Каждый год все новые штаммы бактерий и микроорганизмов приобретают устойчивость к антибиотикам, что затрудняет или делает невозможным лечение множества инфекционных заболеваний. Это приводит примерно к 35 тысячам смертей в год.

Устойчивые к антибиотикам бактерии вызывают такие заболевания, как сепсис, инфекции мочевыводящих путей и пневмония. В связи с этим существует острая необходимость в разработке новых противомикробных препаратов.

В новом исследовании ученые из Великобритании и Таиланда показали, что гидрохинин, выделяемый из коры хинного дерева (это тропическое дерево, чья кора известна своими противомалярийными и антиаритмическими свойствами, разводят в странах Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии), способен подавлять рост даже тех бактерий, которые приобрели устойчивость к другим антибиотикам.

Целью для нового антибиотика выбрали известный полирезистентный, то есть устойчивый к большинству других антибиотиков, штамм синегнойной палочки. Ее часто обнаруживают при абсцессах и гнойных ранах. Добавив в среду с этой бактерией гидрохинин, ученые выяснили, что, несмотря на запускаемые синегнойной палочкой механизмы защиты, более 50 процентов бактериальных клеток погибают спустя четыре часа.

Помимо синегнойной палочки, гидрохинин успешно подавил рост и других полирезистентных микроорганизмов: золотистого стафилококка, палочки Фридлендера, кишечной палочки и клоакальной энтеробактерии.

Теперь ученым предстоит провести дополнительные исследования, чтобы выявить возможные побочные эффекты применения гидрохинина и уточнить способ его воздействия на бактериальные клетки. Если ожидания, связанные с этим веществом, оправдаются, гидрохинин может войти в состав новых эффективных антибиотиков.