Ученые обнаружили, что некоторые иммунные клетки могут бороться с каждым известным вирусом гриппа - Naked ScienceNaked Science

Мечта об универсальной прививке от гриппа стала немного ближе к реальности благодаря открытию сотрудников Университета Мельбурна, которые доказали, что определенные иммунные клетки могут бороться со всеми тремя штаммами гриппа в течение нескольких лет или, возможно, способны его победить.

big_1511884635_image

Ежегодно различные виды гриппа — штаммы A, B и C — вводятся в вакцину с разной скоростью, чтобы опередить мутирующие версии вируса. Если бы наша иммунная система могла бороться со всеми из них, не нужно было бы так часто делать прививки.

Потенциал определенных иммунных клеток позаботиться обо всех трех штаммах гриппа был обнаружен в более раннем изучении пациентов, подвергшихся воздействию вируса H7N9 (птичий грипп) в 2013 году. Те из них, кто демонстрировали сильный ответ от CD8+ T-клеток, имели гораздо больше шансов на выздоровление. CD8+ T-клетки часто называют «клетками-убийцами» из-за того, как они борются с появляющимися угрозами и похожи на внутреннюю стражу, охраняющую организм.

«Наша команда долгое время интересовалась клетками-убийцами, а потому следующим шагом было выяснить, как работает их защитный механизм и есть ли у него потенциал для вакцины против гриппа», — рассказывает ведущий автор исследования Кэтрин Кедзерска (Katherine Kedzierska) из Мельбурнского университета в Австралии. Статья с результатами опубликована в журнале Nature Immunology.

В своей работе специалисты применили масс-спектрометрический анализ для просеивания 67 тысяч последовательностей вируса в поисках специфических пептидов или химических связей, общих для всех трех штаммов гриппа у людей. Конкретные комбинации, известные как эпитопы (часть макромолекулы антигена, которая распознается иммунной системой), могут выступать в качестве флагов для CT8+ Т-клеток, «сообщая» им о появлении вируса и необходимости его уничтожить.

Ученые определили части вируса, которые распространены среди всех штаммов гриппа и субштаммов, способных заражать людей, затем в тестах на мышах команда использовала эти части вируса для вакцинации животных против гриппа — и это сработало: уровни инфекции и воспаления были «заметно снижены», утверждают исследователи. Тем не менее им предстоит еще долгий путь, прежде чем мы получим готовую универсальную вакцину. По оценкам специалистов, примерно 54 процента населения мира имеют правильный тип CT8+ T-клеток, которые могут инициировать необходимую иммунную реакцию. Тем не менее результаты этого исследования представляют собой ключевой шаг вперед в разработке желанного препарата.

Штамм A обычно ассоциируется с пандемиями гриппа (крупномасштабное распространение в нескольких странах). В то же время штаммы A и B связаны с ежегодными эпидемиями (заметный рост в более ограниченной географической области). Штамм С встречается реже, но может вызывать серьезные заболевания у детей. Универсальная вакцина, защищающая нас от всех штаммов одновременно, может предотвратить тысячи смертей в год, но даже если этот вариант не сработает, у ученых есть другие пути: так, в прошлом году специалисты использовали антитела, найденные у верблюдов, с помощью которых удалось защитить мышей от штаммов А и В.

Новая разработка позволит спасти имущество людей от уничтожения огнем — даже во время стихийного бедствия.

Фертильность мужчин связали с количеством их предков.