Петербургские ученые создают универсальную вакцину от гриппа — Naked Science

Петербургские ученые создают универсальную вакцину от гриппа

Ученые, разрабатывая универсальную вакцину от гриппа, сравнивают воздействие на лабораторных животных пяти модификаций вакцины для определения наиболее эффективной.

Специалисты Санкт-Петербургского научно-исследовательского института (НИИ) гриппа работают над созданием вакцины, способной защитить человека практически от любого вируса гриппа.

Сейчас мы ведем доклинические исследования нескольких вариантов универсальной вакцины.

– Людмила Цибалова, замдиректора института по науке

Сравнивая воздействие на лабораторных животных пяти модификаций вакцины, исследователи хотят определить, какая из них наиболее эффективная. Согласно данным Цибаловой, есть два принципа конструирования вакцины. Первый принцип подразумевает использование внутреннего белка, содержащегося во всех типах вирусов гриппа, которые были изучены учеными.

Небольшой кусочек этого белка, выходящий на поверхность вируса, мы взяли для работы и комбинирования с другими составляющими искомой вакцины.

Людмила Цибалова

Второй принцип создания вакцины основан на использовании поверхностных белков, которые также есть во всех изученных вирусах. Так или иначе, фрагменты белков в обоих случаях настолько малы, что им требуются белки-носители. Ученые объединяют их, чтобы создать содержательную часть вакцины. В рамках доклинических испытаний на лабораторных животных авторы исследования пытаются проверить уровень гармоничности и устойчивости этих генетических конструкций.

Аналогичные исследования проводятся также в Бельгии, США и Израиле. Все группы ученых находятся на разных этапах готовности вакцины и используют различные научные методы ее создания.

Разработки российских вирусологов сначала проходят испытание на лабораторных мышах, после чего планируется проверить их на хорьках, а затем провести клинические испытания и с участием добровольцев. Лучшая модификация вакцины будет лицензирована и предложена для промышленного производства и применения. Ожидается, что универсальная вакцина от гриппа появится через четыре года.