19.09.2023
Юлия Трепалина
2 590

Ученые заподозрили связь между «вечными химикатами» и раком

5.1

Исследователи обнаружили, что люди, у которых развился рак груди, яичников, кожи или матки, показывают более высокую концентрацию в организме целого ряда химических веществ, разрушительных для эндокринной системы. Речь идет о так называемых вечных химикатах.

ПФАС присутствуют во многих потребительских товарах, в том числе в посуде с антипригарным покрытием / © Shutterstock / Автор: Екатерина Лебедева

Исследование провели ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, Гарвардской медицинской школы и других американских вузов. В своей работе, опубликованной в Journal of Exposure Science & Environmental Epidemiology, специалисты изучили состав крови и мочи более чем 10 тысяч участников американской национальной программы оценки здоровья и статуса питания (NHANES).

Ученые искали свидетельства воздействия фенолов и ПФАС, а также сведения о предшествующих диагнозах меланомы и рака щитовидной железы, молочной железы, яичников, матки и предстательной железы у мужчин и женщин. Также анализировали расовые и этнические различия в этих корреляциях.

Выяснилось, что особенно у женщин повышенный уровень воздействия перфтордекановой кислоты (PFDA) более чем вдвое увеличивал вероятность диагноза «меланома» в прошлом. Такую же связь ученые наблюдали по двум другим разновидностям ПФАС: перфторнонановой (PFNA) и перфторундекановой кислотам (PFUA). Кроме того, исследователи обнаружили корреляцию между воздействием PFNA и предшествующими диагнозами рака матки.

У женщин с более высокими концентрациями фенолов в крови и моче — фенолы широко применяются при производстве пластика и в красителях — была больше вероятность диагноз «рак яичников» в прошлом.

«Полученные результаты говорят, что ПФАС и фенолы необходимо рассматривать как экологические факторы риска развития рака у женщин», — заявил доктор наук и старший автор исследования Макс Аунг (Max Aung).

Медики предполагают, что ПФАС нарушают функционирование эндокринной системы и выработку гормонов у женщин. Это один из потенциальных механизмов, повышающих вероятность возникновения рака у них.

Исследование выявило некоторые расовые различия. Связь между ПФАС и раком яичников и матки прослеживалась только среди белокожих женщин. Также ученые установили корреляцию одного из видов ПФАС и фенолов с раком молочной железы, но только у женщин не с белым цветом кожи.

«Вечные химикаты», к которым относят около 14 тысяч искусственно синтезируемых веществ, присутствуют во многих потребительских и промышленных товарах — от шампуней и чистящих средств до посуды с антипригарным покрытием, электроники и прочего. Эти соединения разлагаются крайне медленно, поэтому накапливаются в окружающей среде — воде, почве, продуктах, а в итоге — в тканях организма животных и людей.

Специалисты неоднократно заявляли о негативном влиянии ПФАС на здоровье. Например, американские ученые ранее подтвердили связь между воздействием «вечных химикатов» и повреждениями печени. В другой работе диетолог проследил влияние ПФАС на вес человека и риск ожирения.