03.12.2020

Реактивацию «спящих» раковых клеток связали со стрессом

5.3

Ученые проследили цепочку событий, которые могут вести от накопления «стрессовых» гормонов к активации иммунных клеток — и рецидиву казалось бы излеченной опухоли.

Нейтрофил среди других клеток крови
Нейтрофил среди других клеток крови / ©UssurBator

Даже после успешного лечения рак способен вернуться. Отдельные опухолевые клетки, ускользнувшие из-под удара и надолго «затаившиеся» в организме, возвращаются к активности. Механизмы, лежащие в основе этого опасного процесса, остаются не до конца понятными. Недавно их исследовала международная группа ученых во главе с Дмитрием Габриловичем из компании AstraZeneca. В статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine, они указывают на связь между рецидивом опухоли и стрессом.

Авторы получили линии лабораторных мышей для моделирования реактивации опухолевых клеток рака легких и яичников. Фиксируя их на месте неподвижно, ученые вызывали у животных стресс и продемонстрировали, что эти условия запускают рецидив болезни. Реактивация сопровождалась накоплением в крови окисленных липидов, которые запускают в раковых клетках сигнальные пути роста.

Известно, что эти липиды образуются под действием фермента миелопероксидазы. В свою очередь, фермент активируется белками S100A8 и A9, которые производят иммунные клетки-нейтрофилы. Ну а сами нейтрофилы могут активироваться при стрессе, в том числе под действием таких гормонов, как норадреналин и кортизол. Таким образом, ученые проследили путь из нескольких шагов, способных привести от стрессовой реакции к рецидиву опухоли.

Ее удалось подтвердить и на примере группы из 80 добровольцев после лечения рака легких. 17 из них пережили необычно ранний рецидив, причем содержание и липидов, и белков S100, и «стрессовых» гормонов в их крови действительно оказалось выше, чем у людей, оставшихся в ремиссии.

Наконец, ученые поставили новые эксперименты на грызунах, части которых давали бета-блокаторы, снижающие количества «стрессовых» гормонов. Животные этой группы и правда реже переживали рецидив опухоли. Хотя об окончательных выводах и тем более новой терапии говорить еще рано, авторы считают, что уже сейчас следует уделять больше внимания контролированию уровня стресса у пациентов, проходящих лечение от рака и после него.