03.12.2020

Если бы не человек, нелетающих видов птиц было гораздо больше

4.6

Шведские ученые считают, что воздействие людей на окружающую среду изменило множество экосистем во всем мире и привело к исчезновению большого числа видов животных, в том числе нелетающих птиц.

Вымерший мавриканский дронт Додо / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Science Advances. Эволюция многих видов птиц нередко приводит к тому, что они утрачивают способность к полету. По словам ученых из Центра исследований биоразнообразия и окружающей среды Калифорнийского университета в Гётеборге (Швеция), которые и проводили исследование, это явление встречается более чем у половины отрядов птиц и развивалось независимо как минимум 150 раз.

Дело в том, что для полета требуется много энергии, и, если у пернатых отпадает необходимость в нем — например, они оказываются на островах, где нет крупных хищников, — они довольно быстро переходят на «пеший» режим. Специалисты составили перечень всех видов птиц, вымерших с условного момента появления Homo sapiens, с эпохи позднего плейстоцена, 126 тысяч лет назад, и до наших дней. Всего насчитали 581 вид. Орнитологи полагают, что причиной вымирания почти всех этих животных стало влияние человека. Причем останки этих видов показывают, что 166 из них были нелетающими.

На сегодня ученым известно всего 60 видов птиц, которые утратили способность к полету. На основе своего анализа специалисты предположили: если бы не человек, нелетающих видов пернатых могло быть по крайней мере в четыре раза больше, чем сейчас. Именно такие виды птиц гораздо больше подвержены вымиранию, чем летающие. Ведь после того, как они утрачивают способность к полету, вернуть ее в сжатые сроки не получится. Человек же появлялся в местах их обитания внезапно и быстро истреблял вкусную и легкую добычу (нелетающих птиц).

Так, большинство островов всего мира было населено такими видами пернатых до прихода туда людей. Помочь в истреблении птиц могли также кошки и крысы, которые тысячи лет сопровождают человека, где бы он ни находился. Вымирание нелетающих пернатых продолжается сегодня — именно эти виды, как правило, шире представлены в списках животных, находящихся под угрозой, в сравнении с обычными птицами.