22.12.2022
Михаил Орлов
1 337

Молочнокислые бактерии смягчили последствия инфаркта

6.5

Российские ученые выяснили, что «полезные» молочнокислые бактерии заметно смягчают последствия инфаркта у крыс. Эффект объясняется положительными изменениями состава крови и барьерной функции кишечника.

Bifidobacterium lactis
Bifidobacterium lactis / © mysticalbiotech

Здоровье каждого из нас сильно зависит от микробов, населяющих наше тело, главным образом — кишечник. Сообщество микроорганизмов желудочно-кишечного тракта (прежде всего бактерий) обеспечивает переработку пищи, синтез витаминов и, разумеется, иммунную защиту организма.

Важность микробиома и перспективы воздействия на него с целью лечения очевидны, но пока недостаточно изучены. Большой вклад в этот вопрос внесли российские ученые, которые только что установили, что молочнокислые бактерии (Lactobacillus acidophilus и Bifidobacterium animalis subsp. lactis) даже способны смягчить последствия инфаркта.

Объектом исследования стали лабораторные крысы с нарушениями микробиома. У части грызунов их вызывали с помощью курса антибиотиков, у другой это было связано с ожирением. Животные третьей группы получали химические препараты, которые провоцируют воспаление кишечника. В третьем случае пищеварительная система оказывается плохо изолирована от окружающей полости тела, из-за чего микробы и выделяемые ими токсические соединения (например, фрагменты внешней защитной оболочки) могут попадать наружу.

Это вызывает у крыс проблемы с пищеварением и иммунитетом и может привести к тяжелому системному воспалению. Среди возможных осложнений — даже инфаркт, то есть разрушение части сердечной мышцы (ее некроз), вызванное серьезными нарушениями кровоснабжения.

Однако в данном случае инфаркт у грызунов вызывали искусственно. Для этого часть сердца подвергали ишемии (нарушение кровоснабжения) с последующим восстановлением кровотока (реперфузия). В качестве группы контроля использовали крыс, которые не подвергались экспериментам, имели нормальный микробиом и не получали пробиотики.

Оказалось, спустя 15 дней приема препаратов бактерий размер поврежденной части сердца крыс с экспериментальным инфарктом уменьшился — в среднем на десять процентов, по сравнению с контролем.

Такое благотворное действие пробиотиков на сердце (казалось бы, не связанное с пищеварением) авторы объясняют изменениями состава крови. В ней оказалось меньше цитокинов — факторов, стимулирующих воспалительный ответ и способных привести к гибели мышечных клеток (миоцитов) сердца.

Помимо этого, в крови крыс на пробиотиках оказалось меньше липополисахаридов — это свидетельствует о заживлении тканей кишечника, нормализации его барьерной функции и, разумеется, улучшении микрофлоры.

«Эволюционно адаптированные пробиотические микроорганизмы жизненно заинтересованы в сохранении взаимовыгодных отношений с хозяином. Вероятно, через тонкую регуляцию про- и противовоспалительных сигнальных молекул, которые выходят из равновесия при системном воспалении, пробиотические бактерии защищают клетки сердечной мышцы как от токсического повреждения, так и от последствий кислородного голодания. Полученные нами результаты позволяют приступить к отбору пробиотиков для больных кардиологического профиля, а также продуктов функционального питания с лечебно-профилактическими свойствами», — пояснил один из авторов новой статьи Михаил Галагудза, директор Института экспериментальной медицины ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова».

Не исключено, что однажды на основании этих результатов кардиологическим пациентам будут рекомендовать налегать на молочнокислые продукты и препараты живых бактерий.