26.09.2023
Ольга И.
1 785

Некоторые антибиотики продлили жизнь бактериям

4.8

Ученые из Великобритании обнаружили удивительный эффект от воздействия некоторых антибиотиков — оказалось, что они способны приносить пользу определенным патогенам.

Кишечная палочка под микроскопом
Кишечная палочка под микроскопом / © Getty images / Автор: Никита Тарасов

Рост устойчивости бактериальных инфекций к антибиотикам в последние годы привел к тому, что ВОЗ объявила тревогу. По прогнозам, к 2050 году неизлечимые инфекции могут стать основной причиной смертности в мире. Ученые из Университета Эксетера (Великобритания) впервые показали, что антибиотики могут не только вредить, но, наоборот, приносить пользу бактериям, защищая их от гибели. Исследование опубликовано в журнале PNAS.

При нормальных условиях бактерии переживают периоды быстрого роста, которые сменяются временами нехватки пищи, когда рост микроорганизмов прекращается и они начинают отмирать. До сих пор ученые точно не знали, как антибиотики влияют на популяции бактерий в эти периоды.

Британские исследователи изучили популяцию кишечной палочки (Escherichia coli) в серии лабораторных экспериментов. Выяснилось, что антибиотики, которые были нацелены на рибосомы — те самые органеллы, что помогают клеткам производить белок на основе информации из ДНК, — замедлили рост бактерий, но при этом не давали им погибнуть. Из-за этого микроорганизмы в целом жили дольше, чем бактерии, которые не подвергали воздействию антибиотиков.

Ученые сделали вывод, что многие антибиотики действительно замедляют рост бактерий, но они же помогают им бороться со стрессовым фактором, вызванным нехваткой питательных веществ. В противном случае это могло бы их убить, однако в итоге помогает им выжить. Эффект связан с тем, что антибиотики в экспериментах исследователей выступили антиоксидантами, то есть помогли клеткам справиться с вредными веществами, которые они производят в процессе роста.

Авторы научной работы также отметили, что у устойчивых к антибиотикам микроорганизмов при тестировании не было таких преимуществ. Поэтому терапия антибиотиками не способствовала развитию толерантности к ним у подобных патогенных организмов. В будущем ученые планируют изучить, как обнаруженные ими факторы изменяют динамику многовидовых бактериальных сообществ.