15.08.2023

Генная терапия избавила макак от алкогольной зависимости

5.6

Американские ученые создали экспериментальный препарат, восстанавливающий нормальную активность мозга даже при тяжелом алкоголизме. Испытания на животных показали, что после внесения соответствующего гена в «центр удовольствия» те легко отказываются от спиртного на длительное время.

Кадр из к/ф «Москва слезам не верит» (1979 год)
Кадр из к/ф «Москва слезам не верит» (1979 год) / ©«Мосфильм» / Автор: Сергей Данилов

Злоупотребление спиртным — проблема глобальная. По данным американского Национального института алкогольной зависимости и алкоголизма (NIH), от вызванных этим проблем умирают примерно 2,4 миллиона человек в год. При этом по-настоящему эффективных препаратов для избавления от алкоголизма не существует, и чаще всего лечение сводится к психологическим — индивидуальным или групповым — формам терапии. Однако они не гарантируют окончательного решения, и люди нередко «срываются» даже после многих лет трезвости. Недаром говорят, что «бывших алкоголиков не бывает».

Надежду на создание эффективных лекарственных средств дает новая работа ученых из американского Орегонского научного и медицинского университета (OHSU). Экспериментальную генную терапию испытали на лабораторных животных, заметно снизив их тягу к алкоголю на протяжении длительного времени. Об этих результатах рассказывается в новой статье Кейтлин Грант (Kathleen Grant) и ее соавторов, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Ключевая проблема пристрастия к спиртному связана с тем, что первые дозы приводят к выбросу дофамина — гормона, который тесно связан с чувством эйфории. Мозг «привыкает» к такому состоянию и снижает естественный уровень выработки дофамина, а для его поддержания требует новую дозу алкоголя. Поэтому Грант с коллегами решили направить усилия на устранение такого эффекта. Для этого ученые использовали ген, кодирующий GDNF — сигнальный протеин, нейротрофический фактор, который играет важную роль в регуляции роста нейронов.

Фрагмент ДНК помещали в пустую вирусную оболочку, носитель, позволяющий доставлять ген внутрь клеток. Отметим, что препарат был сугубо экспериментальным, поэтому для введения его потребовалось наносить прямо на нужный участок мозга (вентральную область покрышки) сквозь небольшие отверстия в черепе. Биологи рассчитывали на то, что в этой области находится центр «системы вознаграждения» и под влиянием GDNF его нейроны должны действовать активнее, восстанавливая нормальную работу дофаминовой системы.

Ученые проводили опыты на восьми макаках, у которых искусственно сформировали алкогольную зависимость. После этого животным позволили самостоятельно определять свое потребление спирта, и в среднем те остановились на дозе, эквивалентной девяти стандартным дозам в день для человека. Одна такая доза составляет 10 граммов чистого спирта и соответствует 25 миллилитрам водки или 200 миллилитрам пива.

Макак разделили на две одинаковые группы — опытную, получавшую новый препарат, и контрольную, которым вместо него вводили нейтральную субстанцию — и отслеживали их поведение на протяжении года. Биологи отметили, что животные из опытной группы снизили потребление алкоголя более чем на 90 процентов в сравнении с сородичами из контрольной группы — практически до нуля.

Затем макак усыпляли, чтобы рассмотреть состояние тканей их мозга. Такая работа подтвердила, что у животных, прошедших генную терапию, в вентральной области покрышки концентрации и GDNF, и дофамина были выше, чем у животных из контрольной группы.

Эти результаты показали, что создание эффективной и долговременной фармакотерапии алкоголизма возможно. Вряд ли возникнут и проблемы с разработкой препарата с более мягким, неинвазивным методом доставки. И если для мягких форм болезни генная терапия может показаться чересчур серьезным вмешательством, то для людей, которые тяжело страдают от нее годами, такое лечение может стать настоящим спасением.