• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.09.2022, 12:33
Алиса Гаджиева
4
7 637

Подводные археологи нашли пароход, который пытался предотвратить гибель «Титаника»

❋ 3.9

На дне Ирландского моря лежат не менее 273 затонувших судов. С помощью гидролокатора ученые опознали среди них корабль, который более ста лет назад пытался спасти «непотопляемый» лайнер.

Крушения «Титаника» можно было избежать / ©wikipedia.org / Автор: Александр Литвинов

В сентябре 1897 года в Белфасте (Ирландия) спустили на воду пароход, построенный на верфи Harland & Wolff. Первоначально судно имело название «Уинифреда» (Winifreda), но в историю оно вошло под именем «Месаба» (Mesaba).

Почти 15 лет «Уинифреда-Месаба» была обычным пароходом. Сначала судно принадлежало американской «Атлантической транспортной линии». Эта компания осуществляла трансатлантические пассажирские и грузопассажирские рейсы. Несколько лет «Месаба» ходила под бельгийским флагом, пережила ряд столкновений с другими пароходами (в тем времена это было не слишком редким явлением). И к 1912 году числилась уже подменным судном на торговой линии между Британией и США.

Пароход «Месаба» / ©Jeff Newman and greatships.net

Десятого апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк отправился пассажирский лайнер «Титаник» — самый большой на тот момент корабль в мире. Чем закончилось его первое и последнее плавание — хорошо знают все: в ночь на 15 апреля он столкнулся с айсбергом и затонул, унеся жизни почти полутора тысяч человек.

Менее известно, что «Титаник» мог и должен был избежать столкновения с айсбергом. В те же апрельские дни 1912 года один из своих нечастых (так как служил подменным судном) торговых рейсов совершал пароход «Месаба», принадлежавший тогда компании Red Star Line. Капитан «Месабы», находившейся севернее «Титаника», правильно оценил ледовую обстановку, и на лайнер (как и на все идущие на восток суда) им была отправлена радиограмма с предупреждением. В ней говорилось:

«От «Месабы» «Титанику» и всем кораблям, идущим на восток. Тяжелый паковый лед и многочисленные крупные айсберги наблюдались на 42° — 41°25′ северной широты и 49° — 50°30′ западной долготы, а также ледяные поля».

Пассажиры «Титаника» в тот момент ужинали, а радист лайнера в срочном порядке отправлял их сообщения, содержащие в основном восторги по поводу плавания, в разные части света. Он оказался так занят, что не отнес капитану радиограмму «Месабы». Более того, когда радист «Месабы» направил следующее сообщение, в котором просил подтвердить, что информация доставлена лично капитану, его коллега с «Титаника» просто проигнорировал его. Через два часа «Титаник» столкнулся с айсбергом.

Дальнейшая судьба парохода, который пытался спасти «Титаник», нам известна: во время Первой мировой войны судно ходило в составе конвоев. И 1 сентября 1918 года немецкая подлодка UB-118 торпедировала и потопила «Месабу» в Ирландском море. Погибли 20 членов команды, включая капитана.

Исследователи из Бангорского университета (Великобритания) сообщили, что нашли «Месабу» на морском дне. Они сделали это с помощью многолучевого гидролокатора — для морского археолога это инструмент примерно такого же значения, как аэрофотосъемка в ландшафтной археологии. Многолучевой гидролокатор позволяет картографировать морское дно с такой степенью детализации, что на гидролокационных изображениях можно выявить детали надстройки.

«Месаба» была торпедирована немецкой подлодкой во время рейса из Ливерпуля в Филадельфию и затонула в Ирландском море / ©Bangor University

Всего с помощью гидролокации на дне Ирландского моря отсканировали и обозначили на карте 273 судна. После обнаружения местоположения затонувшего корабля исследователи сопоставляют находку с базой данных затонувших судов Гидрографического управления Великобритании и другими источниками.

Часть из судов, конечно, в любом случае остается неопознанными. Некоторых — как и «Месабу» — неверно идентифицировали в прошлом, в связи с чем требуется перепроверка. Ранее надежно определить, какой именно корабль лежит на морском дне, можно было только при непосредственной работе под водой. Это весьма недешевое удовольствие, ограниченное не только финансово, но и числом подготовленных подводных археологов.

Многолучевой гидролокатор эту проблему решает: он показывает затонувшее судно достаточно подробно, чтобы его можно было идентифицировать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
21 октября, 14:25
Юлия Трепалина

Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.

21 октября, 20:26
Игорь Байдов

В далеких холодных просторах Солнечной системы, между орбитами Сатурна и Урана, разворачивается редкое космическое представление. Таинственный объект под названием Хирон меняет свой облик. Астрономы фиксируют уникальный процесс — активную эволюцию его колец. Ничего подобного в таком масштабе ученые не наблюдали ранее.

21 октября, 14:53
РТУ МИРЭА

Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) стало одним из ключевых факторов, определяющих глобальную технологическую и экономическую повестку. Для России, стремящейся занять достойное место в числе лидеров цифровой трансформации, ИИ представляет собой одновременно и огромную возможность, и серьезный вызов. Вопрос о том, является ли он двигателем прогресса или источником новых угроз, не имеет однозначного ответа, поскольку обе эти ипостаси тесно переплетены в современной реальности.

17 октября, 22:00
Любовь С.

В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.

19 октября, 10:00
Любовь С.

Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.

18 октября, 11:06
Evgenia Vavilova

Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

26 сентября, 11:41
ИИМК РАН

Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.

7 октября, 11:46
Игорь Байдов

Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
Спасибо, интересно было почитать.
-
0
+
Небольшой хинт – негодные буржуины любой излучатель звука в воде называют «sonar». Поэтому определеяющими устройство становятся прилагательные перед перед этим словом. В данном случае речь конечно же идет о многолучевом эхолоте – «multibeam sonar». То, что в русском языке имеет сокращенное название «гидролокатор» (в смысле гидроакустического устройства поиска объектов на дне) было бы «side scan sonar / scanning sonar». Картинка из статьи (сам пароход) однозначно выполнена многолучевым эхолотом.
    Вы все верно пишете, но в русском языке понятие "гидролокатор" включает в себя "эхолот", последний просто является узкоспециализированным вариантом гидролокатора.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Не совсем. Хоть и работают они на одном физическом принципе, задачи выполняют принципиально разные. Многолучевик гидролокатором называть, кхм, несколько странно. Режет слух ))
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно