• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
19.02.2024
Алиса Гаджиева
2 721

Подводные археологи нашли кораблекрушение без корабля

4.3

Польские ученые предположили, что обнаружили в Восточном Средиземноморье следы самого древнего утонувшего торгового судна. Правда, без каких-либо его фрагментов.

подводный археолог
Польские подводные археологи изучили место кораблекрушения бронзового века / © Mateusz Popek

Следы кораблекрушения обычно ассоциируются у нас с остатками затонувшего судна. Но в последнее время все чаще случается так, что признаки морской трагедии есть, а никаких деталей корабля нет. Именно такое кораблекрушение исследовали ученые из Центра подводной археологии при Университете Николая Коперника в Торуни (Польша).

Некоторое время назад власти Турции сообщили, что в заливе Анталья местные рыбаки нашли странные медные слитки. Это сразу привлекло множество дайверов из разных стран. Медные слитки считают верным признаком древнего кораблекрушения со времен исследования Улубурунского корабля.

дайвер
Сейчас археологи заняты в основном картографированием дна и фиксацией мест, где находится груз / © Mateusz Popek

Улубурунским называют финикийский корабль, затонувший у мыса Улубурун в Восточном Средиземноморье в конце XIV века до нашей эры. В 1982 году его нашли ныряльщики, и в течение 11 сезонов место кораблекрушения изучали подводные археологи. Они собрали груз, который перевозили финикийские торговцы. Основную его часть составляли медные слитки: их было около 10 тонн.

Сейчас польские исследователи предположили, что кораблекрушение в заливе Анталья произошло на несколько веков раньше, чем трагедия у мыса Улубурун. Проблема в том, что до сих пор они не нашли ни одного фрагмента самого корабля — это делает их датировку до некоторой степени условной.

Сам факт кораблекрушения установили, составив карту расположения на дне залива медных слитков: они явно лежали вместе, за прошедшие века их минимально разнесло течением и штормами. Вес одного слитка — примерно 20 килограммов. На сегодня археологи подняли 30 штук, многие еще находятся под грунтом.

Подводные (и не только) археологи постоянно сталкиваются с такими проблемами, как деградация органических материалов. Если дерево быстро не занесло донными отложениями, то его к нашим дням успевают съесть морские организмы. Теплые соленые воды Средиземного моря подходят для них гораздо лучше, чем холодное Балтийское, где деревянные фрагменты встречаются чаще, но не такой древности.

По мнению исследователей, корабль погиб после столкновения со скалами на входе в залив. Это место считают опасной навигационной зоной. Картина разноса груза, скорее всего, говорит о быстром затоплении.

Археологи подняли со дна залива 30 слитков. Полный объем груза пока неизвестен / © Mateusz Popek

Работа польских археологов — часть проекта по документированию и анализу древних морских маршрутов и затонувших кораблей. Все это позволяет получить ценные сведения о торговых и культурных обменах бронзового века.

Предварительный анализ меди показал, что она сильно загрязнена. В ней не менее десяти процентов примеси железа, что контрастирует с более чистым материалом, найденным на других древних затонувших кораблях, включая Улубурунский. Ученые считают это косвенным признаком большей древности находки.

Археологи подчеркнули, что затонувших кораблей позднего бронзового века должно быть больше, так как масштабы торговли медью в то время были очень велики. Медные руды добывали лишь в нескольких местах Средиземноморья, а спрос на них был огромен. В Центральной Европе металлургическое производство основывалось на контактах с анатолийским, балканским, кавказским и карпатским регионами добычи, а для Восточного Средиземноморья основным источником этого сырья был Кипр. Большое количество меди требовалось развивающимся микенской и минойской цивилизациям, а также Египту. Поэтому масштабы контактов были очень велики, и чем больше кораблей плавало, тем больше их тонуло.

Отметим, что предварительная датировка вызывает вопросы. На месте кораблекрушения нашли сосуды, которые сами исследователи назвали артефактами микенской цивилизации. Но 3600 лет назад эта цивилизация просто не достигла еще такого уровня, чтобы ее изделия стали предметами торговли. Доминирующее положение в этом регионе тогда занимала минойская цивилизация, чьи представители позже вели войны с микенской.

Также вызывает вопрос то, что в пресс-релизе Университета Николая Коперника это кораблекрушение называют «самым древним»: ранее мы рассказывали о подобной трагедии, случившейся в эпоху неолита у острова Капри. Там тоже не все однозначно с датировкой, но характер груза (обсидиан) указывает на эпоху каменного века.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

1 час назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

13 мая
Любовь

Самые устойчивые объекты во Вселенной — нейтронные звезды, белые карлики и черные дыры — рано или поздно исчезнут. К такому выводу пришли авторы нового исследования, показавшие, что эти сверхплотные тела испаряются под действием квантовых эффектов, возникающих в искривленном пространстве-времени, даже в отсутствие горизонта событий, который ранее считался необходимым условием для излучения Хокинга.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно