Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
20.08.2020
9 869

Рентгеновская микротомография рассказала о судьбе мумифицированных животных из Древнего Египта

4.9

Ученые применили к древнеегипетским мумиям кошки, змеи и птицы неразрушающий метод визуализации.

3D-сканирование мумии птицы
3D-сканирование мумии птицы / © Scientific Reports

Ученые из Египетского центра при Университете в Суонси (Великобритания) совместно с коллегами из университетов Кардиффа и Лестера изучили при помощи 3D-томографа три мумии животных — кошки, кобры и птицы — из Древнего Египта. Таким образом исследователям удалось узнать подробности о жизни и смерти существ возрастом более 2000 лет.

“Древние египтяне мумифицировали умерших людей, чтобы обеспечить им возрождение в загробной жизни. Помимо этого, мумифицировали животных, в том числе кошек, ибисов, ястребов, змей, крокодилов и собак. Мумифицированных животных можно разделить на несколько категорий: домашние питомцы, захороненные вместе с хозяином; мумии, закопанные вместе с человеком для обеспечения ему пропитания в загробной жизни; священные животные, которым поклонялись при жизни; обетные подношения с изображениями богов, которые помещали в храмах, и некоторые другие”, — рассказывают авторы статьи, опубликованной в Scientific Reports.

Безусловно, продолжают ученые, подношения богам — самая распространенная функция, которую несли мумии животных. Всерьез это начали практиковать достаточно поздно, в 672–332 годах до нашей эры, и продолжали как минимум до IV века нашей эры, уже в римский период. Богам несли вотивные дары, причем определенные животные были связаны с определенными божествами.

“Богов можно было символизировать в виде животных: например, богиню Бастет (или Баст) зачастую изображали как кошку или другое животное из семейства кошачьих, или человека с кошачьей головой; а бог неба и солнца по имени Гор принимал облик ястреба или сокола. Мумифицированных животных покупали посетители храмов, которые, судя по всему, подносили их богам — как сегодня ставят свечи в храмах”, — добавляют ученые. Кроме того, египтологи предполагают, что мумифицированные животные должны были стать посредниками между людьми на земле и богами.

“Индустрия» мумификации животных требовала большого производства и, как следствие, развитой инфраструктуры, ресурсов, рабочих на фермах, разводивших животных, из которых потом делали мумии на продажу. При этом некоторых животных отлавливали в их естественной среде обитания. Затем жрецы храма умерщвляли их и бальзамировали.

Мумия птицы была куплена сэром Генри Велкомом на аукционе JC Stevens в Лондоне, 15 октября 1930 года, за 21 шиллинг  / © Scientific Reports

Как минимум с 1800-х годов мумии животных изучали интрузивными методами: разворачивали, осматривали кости и другие предметы, находящиеся внутри. Так можно было узнать, из чего создавали мумию, а химический анализ позволял получить информацию о самом процессе. “Однако эти техники в некоторой степени разрушают или тревожат мумию; следовательно, предпочтение все чаще отдают “неинвазивным процедурам”. К ним относятся изучение оболочек с помощью простого наблюдения и микроскопии в поляризованном свете, а также по древним текстам. Уместно применять традиционную рентгенографию и медицинскую рентгеновскую компьютерную томографию”, — пишут ученые.

Конечно, добавляют они, такие методы небезупречны, поскольку порой трудно определить точное трехмерное положение и ориентацию содержимого мумий — особенно животных, ведь их конечности, как правило, загибают внутрь в процессе мумификации. А это приводит к неточности в интерпретации и ошибкам при измерении частей скелета.

Мумия кошки (голова и туловище). Голову украшала погребальная маска / © Scientific Reports

Теперь же, благодаря рентгеновскому микрокомпьютерному сканированию, генерирующему 3D-изображения с разрешением, которое в 100 раз превышает разрешение медицинской компьютерной томографии, останки животных можно анализировать с необычайной детализацией — вплоть до мельчайших костей и зубов.

Что касается изученных конкретно в рассматриваемой работе животных (как говорилось выше, ими стали кошка, змея и птица), то предыдущие исследования уже определили, что это были за существа, однако о содержимом самих мумий ученые знали крайне мало.

Мумия змеи / © Scientific Reports

Экземпляры, взятые из коллекции Египетского центра Университета в Суонси, относительно хорошо сохранились, отмечают исследователи. Они визуализировали внутренности мумий в микромасштабе и составили их томограммы из множества отдельных проекций или рентгенограмм. Затем фигуры распечатали на 3D-принтере и создали трехмерные модели для дальнейшего изучения.

Томограмма кошачьей головы/ © Scientific Reports

Так, анализ зубов кошки показал, что на момент смерти ей было не более пяти месяцев. В нижней челюсти присутствуют молочные премоляры, которые прорезаются обычно примерно через пять-шесть недель после рождения и сменяются спустя четыре-пять месяцев. Разделение шейных позвонков, в свою очередь, указывает на то, что котенка, вероятнее всего, задушили, хотя он был домашним питомцем.

Распечатанные на 3D-принтере черепа кошки (а) и змеи (b) / © Scientific Reports

“Это подтверждает предыдущие исследования, которые показали, что кошек, использовавшихся в жертвоприношениях, обычно убивали еще котятами”, — отмечают авторы работы. Кроме того, на черепе обнаружили следы удара тупым предметом: однако животное получило эту травму посмертно, после разложения мозга. Хвост был просунут через сложенные задние лапы, а передние конечности — прижаты к телу.

3D-модель мумии котенка (Felis catus) / © Scientific Reports

Мумию хищной птицы завернули в черный — возможно, пропитанный смолой — материал. Скорее всего, это было подношение одному из древнеегипетских богов.

Анализ останков выявил повреждение кончика клюва, а также левой конечности, хотя она выступала вперед, поэтому могла быть повреждена уже после мумификации. Что касается вида, то мумифицированная птица больше всего похожа на пустельгу из семейства соколиных.

3D-модель мумии птицы / © Scientific Reports

“Хищные птицы обычно ассоциируются с богами солнца, например с Гором, Сокаром и Ре. В гробнице в Дейр-эль-Медине на западном берегу Нила, напротив Луксора, сестры-богини Исида и Нефтида изображены как скорбящие по мертвым в облике пустельг. Древние египтяне были знакомы с пустельгами, и, кажется, их мумифицировали чаще всего. Большое количество мумифицированных птиц позволяет предположить, что многих из них ловили в дикой природе, а не выращивали на территории храмов”, — рассказывается в исследовании.

Шейные позвонки в порядке, свидетельств удушений нет. Помимо этого, ученые обнаружили часть пищеварительной системы животного и, скорее всего, желудок.

Томограмма мумии змеи / © Scientific Reports

Наконец, змеей оказалась ядовитая египетская кобра (Naja haje) из семейства аспидов. Их длина в норме составляет от одного до двух метров, хотя иногда доходит и до трех метров. Но длина тела змеи, покоящейся внутри мумии, равнялась всего 85 сантиметрам — таким образом, сделали вывод ученые, это была еще молодая особь.

У мумифицированной рептилии обнаружили поражения почек: вероятно, она не имела доступа к воде при жизни — и это привело к развитию подагры. Анализ переломов позвоночника показал, что кобру убили ударом, держа за хвост, а в процессе мумификации ей раскрыли пасть, вставив в голосовую щель какой-то небольшой предмет из грязи и глины.

3D-модель головы змеи / © Scientific Reports

“Есть несколько возможных объяснений отсутствия клыков у кобры. Учитывая потенциально смертельную силу яда, их удалили, чтобы бальзамировавшие тело люди не отравились. Яд может оставаться сильнодействующим еще долгое время после смерти кобры, и древние египтяне знали об этом”, — добавляют ученые.

Таким образом, рентгеновская микротомография помогла получить представление о жизни и смерти древеегипетских животных, а также узнать больше о том, как их мумифицировали. “Это может предоставить ценную информацию об отношении древних египтян к животным и древнеегипетской религии”, — подытожили специалисты.

Ранее мы писали о том, что в предполагаемой гробнице Клеопатры нашли две позолоченные мумии, а у древнеегипетских мумий обнаружили невидимые татуировки.