26.12.2013
Редакция Naked Science
2 234

Кометы столетий

Самые яркие кометы с 1577-го года и до конца 2013-го.

Comet_C_1965_S1_Ikeya-Seki

Осенью 2012 года, после того как астрономы-любители Виталий Невский и Артем Новичонок впервые наблюдали комету ISON, астрономы ожидали, что она станет «Большой кометой» ? редким гостем, возможно, самой яркой кометой XXI века.

Увы, серьезно потрепанная в ходе сближения с Солнцем в ноябре нынешнего года, ISON уже не обещает такого блестящего будущего. Невооруженным глазом с Земли увидеть ее будет невозможно ? но надежды терять не стоит. Где-то там, в темных глубинах космоса, наверняка мчится еще никем незамеченная комета, которая заслужит всеобщее внимание и представит нам незабываемое зрелище. Так было всегда: Большие кометы появляются примерно раз в десятилетие, и в каждом веке одна из них становилась особенно яркой.

Комета ISON

©NASA/ MSFC/ Aaron Kingery

Мы расскажем о таких «кометах столетия», начиная с XVI века. Интересно, что прилетали они, как правило, во второй половине своего столетия, и в среднем появлялись каждые 97 лет. Учитывая это, можно посчитать, что если комета Икэя-Секи (C/1965 S1) посетила Землю в 1965 году, следующую такую гостью можно ждать не раньше 2029 года.

Впрочем, предсказывать тут что-либо конкретное невозможно: Большая комета может появиться совершенно неожиданно, практически в любой момент времени. Сообщение о ней мы можем услышать хоть завтра.

XVI век: Большая комета 1577 года (C/1577 V1)

27 октября того года комета прошла на максимальном сближении с Солнцем – в 26,9 млн км от звезды, хотя первые найденные упоминания о ней относятся уже к первым числам ноября. Сообщение о невероятно ярком небесном теле найдено в отчетах колониальной администрации Перу, отправленных в европейскую метрополию. Комету видели и жители самой Европы: по сохранившимся свидетельствам, она светилась даже сквозь облака.

8-ым ноября датируются записи японских летописей, которые сообщают о «звезде-метле», светлой, как Луна, с длинным хвостом. Видел ее и знаменитый астроном Тихо Браге, который впервые заметил комету 13 ноября ? отраженной в воде пруда в своем саду. Ученый сравнил ее яркость с Венерой, а кроме того, на ее примере показал, что кометы движутся за пределами земной атмосферы. Лишь 26 января следующего года эта Большая комета стала невидимой.

Большая комета 1577 над Прагой 12 ноября

©Гравюра Й. Дащитского/ Zentralbibliothek Z?rich

XVII век: Большая комета 1680 года (C/1680 V1)

Появление кометы ISON вызвало такой переполох в связи с тем, что первые расчеты ее орбиты показали, что она удивительно похожа на орбиту C/1680 V1. Существовали предположения, что ISON  и есть та самая Большая комета, вернувшаяся, совершив круг по своей орбите, или, по крайней мере, ее сохранившийся крупный фрагмент. Позднейшие наблюдения и расчеты опровергли эти гипотезы ? но C/1680 V1 стоит отдельного рассказа.

Это была первая для человечества комета, впервые замеченная с помощью телескопа. Честь открытия принадлежит немецкому астроному Готфриду Кирху ? тогда, 14 ноября, невооруженным глазом комета еще не была видна. Однако к началу декабря она набрала яркость, как у Полярной звезды, и вместе с хвостом, протянувшимся на 15 градусов, не заметить ее было невозможно.

Один из отчетов сообщает о том, что комету можно было увидеть даже днем, причем хвост ее растянулся уже на 70-90 градусов. Он стал сокращаться уже в январе 1681 года, сама комета тоже стала понемногу гаснуть ? и в феврале исчезла.

Большая комета 1680 года над Роттердамом