11 января
14 085

Благодаря редким образцам африканской письменности ученые узнали об эволюции букв

Считается, что буквы прошли долгую трансформацию — от картинок до абстрактных форм. Но исследователи из Австралии и Германии на примере созданной в XIX веке либерийской письменности выяснили, что это не совсем так. Первые знаки письма были, вероятно, довольно сложными, а затем упрощались.

Эволюция языка ваи / ©phys.org

Существует гипотеза, согласно которой первые буквы возникли на основе рисунков. Например, культовая голова быка в египетских иероглифах превратилась в финикийский знак — перечеркнутую галочку, — а затем трансформировалась в римскую букву «А». Известно, однако, что и в ранних формах письменности присутствовали абстрактные знаки.

Ученые из Университета Новой Англии (Австралия) и Института истории человечества Макса Планка (Германия) решили подробнее узнать об эволюции букв и изучили образцы либерийского письма, созданного с нуля примерно в 1834 году восемью неграмотными либерийскими мужчинами, которые писали чернилами на основе сока измельченных ягод. Этот язык существует по сей день и носит название ваи. Свои выводы исследователи представили в журнале Current Anthropology.

Оригинал рукописи языка ваи / ©phys.org

Уникальность ваи в том, что его развитие было изолировано и задокументировано с самого его рождения до наших дней. Он распространялся неофициально от учителя к ученику. Команда внимательно изучила рукописи ваи из архивных источников Либерии, США и Европы, проанализировав ежегодные изменения в его письменности. В результате они проследили всю эволюцию письма ваи с 1834 года до наших дней. Используя различные вычислительные подходы для измерения визуальной сложности письменного языка, они выяснили, что со временем он становился визуально проще.

«Изобретатели ваи создавали индивидуальные знаки для каждого слога своего языка. Один изображал беременную женщину, другой — прикованную рабыню, третьи взяты из традиционных местных эмблем», — рассказал ведущий автор работы доктор Пирс Келли из Университета Новой Англии. Потом эти знаки трансформировались и упрощались.

По мнению ученых, визуальная сложность полезна для зарождающейся системы письма: так появляется больше подсказок для тех, кто ее изучает. Но по мере развития языка сложность начинает мешать эффективному чтению и воспроизведению, поэтому письменность упрощается. Авторы статьи считают, что другие африканские языки, которые развиваются в наши дни, тоже смогут пролить свет на понимание эволюции письменности.