• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
03.09.2021
Алиса Гаджиева
33
292 385

Подводные археологи нашли новые следы величайшего морского сражения древности

4.6

Два бронзовых тарана и свинцовые пули обнаружили на месте битвы при Эгатских островах, состоявшейся почти 23 века назад.

Бронзовый таран, поднятый с морского дна / ©RPM Nautical Foundation

Работы проводили сотрудники некоммерческой исследовательской организации RPM Nautical Foundation совместно с властями Сицилии. Они изучают этот район Средиземного моря шестнадцатый год. В августе подводные археологи продолжили исследования места морского боя, впервые выявленного экспедицией Себастьяно Туса (Sebastiano Tusa) в 2005-м. В результате со дна подняли множество весьма редких находок. Изученная площадь составляет 270 квадратных километров, из них на место основного боевого столкновения приходится 12 квадратных километров.

Новые находки сезона 2021 года включают два бронзовых тарана. В ту эпоху это было важнейшее орудие военных кораблей — ими топили врагов с большей эффективностью, чем метательными машинами. Таким образом, всего в районе Битвы при Эгатских островах (241 год до нашей эры) на сегодня обнаружили 25 таранов. Надо отметить, что до проекта RPM Nautical Foundation было известно только о двух таранах, сохранившихся с античных времен: значит, это морское оружие — один из самых редких артефактов, дошедших до нас от древней средиземноморской культуры.

Кроме того, во время кампании этого года подводные археологи нашли десятки свинцовых пуль для пращи (традиционной округлой формы), несколько бронзовых шлемов и нащечников (элемент шлема), а также римские и эллинистические монеты. В этом же районе покоилось затонувшее торговое судно, перевозившее амфоры, изготовленные в Лузитании (современная Португалия) и Бетике (Испания) и датируемые первой половиной IV века нашей эры. Последние находки безусловно интересны, но не могут сравниться со свидетельствами войны между Римом и Карфагеном.

Работа подводных археологов / ©RPM Nautical Foundation

Битва при Эгатских островах — решающее сражение уже довольно затянувшейся к тому времени Первой Пунической войны. В тот период римляне пытались вытеснить карфагенян с Сицилии. Так, в 249 году до нашей эры консул Публий Клавдий Пульхр атаковал сицилийский город Дрепан (современное название — Трапани) с моря, но потерпел поражение: флотилия Рима была разбита, рассеяна и обращена в бегство. Однако желание завоевать Сицилию не исчезло, и римляне отстроили новый флот.

В марте 241 года до нашей эры, в результате Битвы при Эгатских островах, флот Карфагена понес огромные потери (историки полагают, что часть кораблей спас только вовремя сменивший направление ветер). Денег на продолжение войны у Карфагена не было, и в том же году был подписан мирный договор с Римом на очень тяжелых условиях: Карфаген отказывался от Сицилии и Сардинии и платил контрибуцию в 3200 талантов серебра (82 тонны). Победа римлян обеспечила их республике контроль над Центральным Средиземноморьем, а также создала предпосылки к началу двух последующих Пунических войн.

Античные авторы рассказывают о размахе и масштабах сражения, в котором сотни кораблей таранили друг друга, когда карфагенские войска пытались прорвать римскую линию, чтобы достичь и пополнить запасы карфагенской армии на материковой части Сицилии. По их утверждениям, в битве участвовали около 450 крупных кораблей, что долгое время служило предметом спора.

Экипаж каждой пентеры того времени — свыше 400 человек, то есть общая численность экипажей обоих флотов могла приближаться к 200 тысячам. Это больше, чем число участников даже линкорных сражений Первой мировой.

Историки ставили под сомнение факт возможного существования таких многочисленных флотов в древности. Опровергнуть или подтвердить эти утверждения было сложно, поскольку военные корабли того времени имели положительную плавучесть. У них не было балласта в киле, отчего обломки плавали после потопления, уносимые ветрами, а не тонули на месте сражения, как корабли более поздних эпох.

Но открытия проекта RPM Nautical Foundation все меняют. Если на месте боя археологи нашли 25 таранов, значит, сражение действительно прошло с циклопическим размахом, описанным в античных источниках. Согласно им, от 20 до 50 карфагенских кораблей было пущено ко дну, 70 — захвачены вместе с экипажами.

Римляне потеряли 30 кораблей. Найденные 25 таранов — следы потопления 25 из кораблей обеих сторон (римские были идентичны пуническим). Если учесть снос обломков ветрами, станет ясно, что это огромное число таранов, самое большое среди изученных на сегодня археологами мест античных сражений — и вполне серьезное свидетельство масштаба морского боя.

Добавим, что найденные бронзовые тараны и доспехи были технологически передовыми на момент изготовления. Морской археолог доктор Питер Кэмпбелл (Dr. Peter Campbell, RPM Nautical Foundation, Университет Кранфилд) прокомментировал результаты кампании этого года: «Находки этого сезона дают редкий взгляд на жизнь и смерть в III веке до нашей эры».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

8 часов назад
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

Вчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

15 марта
Полина

Субтитры в видео на иностранном языке помогают понимать речь на слух, а не отвлекают, вопреки распространенному мнению. Таковы результаты исследования, которое провели специалисты из США.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

33 Комментариев

Mozes Asokin
05.09.2021
-
0
+
смешно конечно, но если бы победили карфагеняне мир бы очень долго говори бы не на латинском, а на еврейском языке, потому что пуны, они же финикийцы, называли сами себя ханаан и по сути в южной части Леванта слились в единый народ с Израилем составили по сути единый народ с единым языком и единой письменностью...
    егор
    06.09.2021
    -
    0
    +
    Если бы у дедушки не было .., он был бы бабушкой... Вам бы фантастические повести строчить, а не лезть со своими выдумками в настоящую историю.
    +
      ещё комментарии
      Nahum
      06.09.2021
      -
      0
      +
      А ВЫ СПЕЦИАЛИСТ В НАСТОЯЩЕЙ ИСТОРИИ ?
      Nahum
      06.09.2021
      -
      0
      +
      НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ В СТИЛЕ СССР?
      Mozes
      07.09.2021
      -
      0
      +
      Ну вообще-то чисто цивилизационно и по факту победил Ганнибал Барка, а не Публий Корнелий Сципион Африканский, ибо современный мир это сплошные товарно-денежные отношения которые в него привнесли именно ханаанеи (они же финикийцы или пуны), а построенные на силе меча империи канули в лету. А финикийский алфавит стал основой большей части современных языков. Да и само слово Европа это ни что иное как имя пришедшей из греческой мифологии дочери царя Тира, которую похитил Зевс в образе быка чтобы увести её на Крит, а её брат - Кадм проучаствовал в основании греческого города Фивы и изобрел на основе финикийского греческий алфавит. Так что культурное наследие финикийцев огромно. Таким образом полегче на счёт фантастики, однажды она таки становится реальностью и с ней приходится считаться...
    Nahum
    06.09.2021
    -
    0
    +
    НЕ ЕВРЕЙСКИЙ А АРАМЕЙСКИЙ.
    +
      ещё комментарии
      Mozes
      07.09.2021
      -
      0
      +
      Еврейский вообще-то диалект арамейского, и в Леванте говорили именно на нём, впрочем тогда он назывался ханаанейским. Да и сами евреи, как народ, вычленились из арамейской этно-лингвистической протообщности примерно 3700 лет назад благодаря своей религии.Письменный арамейский, который стал на БВ лингва франка, вытеснил иврит (он же ханаанский) из разговорного обихода много позже, примерно в 3-2 веке до н.э, да и то только на БВ. В финикийский колониях, включая Карфаген, продолжали говорить на своём ханаанском языке. Один мой знакомый еврей из Израиля, который конечно же знает иврит, недавно побывал с турпоездкой в Тунисе, точнее в столице этого государства арабов которое так же называется Тунисом, в его пригороде расположены руины исторического Карфагена основанного в 814 году до н. э. финикийскими выходцами из Тира. Он побывал там, и с удивлением обнаружил что может прочесть некоторые полустёртые надписи на каменных блоках, как например на одном из них было написано Свежая Рыба (это в переводе на русский). Читал-то он эти надписи на иврите, очертания букв отличаются от современных, но всё же узнаваемы. На местном кладбище он нашел так же много знакомых слов в том числе ханаан, раб (это по видимому соответствует ивритскому рав) что-то вроде мудрец, отчасти учитель, уважительное обращение к старшим по возрасту и преуспевшим в жизни, а так же множество знакомых семитский имён, среди которых Яков, Давид, Мириам, Дина, Иелизавель, Михаил и пр...
    Лев
    06.09.2021
    -
    0
    +
    Пусть было, как было, — ведь как-нибудь да было! Никогда так не было, чтобы никак не было. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.
    Сергей
    06.09.2021
    -
    0
    +
    Кажется, Вы жестоко оскорбили евреев. Никогда они не считали себя одним народом с этими презренными идолопоклонниками. Греков, кстати, тоже коробил обычай пунов сжигать своих детей.
    +
      ещё комментарии
      Mozes
      07.09.2021
      -
      0
      +
      Полный бред вы пишите, это от незнания. В южном Леванте произошло полное слияние местного и высокоразвитого ханаана с пришлыми евреями-скотоводами. Имела место взаимная ассимиляция, причём вторые заимствовали у первых культуру, знания и технологии, вторым, как проигравшей стороне, пришлось усвоить еврейскую религию иудаизм, вот так и получился единый народ. Впрочем на усвоение иудаизма ушло почти 600 лет, но даже во времена иудейского царя Манассии, который был отступником и жил в 7 веке до н.э., в Иудее и прямо в иудейком храме стали возводиться жертвенники Баалу, а так же другим богам ханаанеев, той же богине луны Танит, в честь которой называется страна Тунис. Даже сам иудейский храм был построен финикийскими каменщиками которых по запросу царя Соломона предоставил васальный царь Тира Хирам (главного каменщика так же звали этим именем). Да и библия называется библией в честь финикийского города Гебала, в котором изготавливали лучший в средиземноморье папирус.Греки же напротив во многом восторгались финикийцами, даже само слово Европа это ни что иное как имя пришедшей из греческой мифологии дочери царя Тира, которую похитил Зевс в образе быка чтобы увести её на Крит, а её брат - Кадм проучаствовал в основании греческого города Фивы и изобрел на основе финикийского греческий алфавит. Так что культурное влияние финикийцев на греков огромно. Впрочем дальнейшее слияние ханаана и евреев имело место даже в 4 веке уже н.э., ибо в это время финикийцы Северной Африки и Испании исчезают, так как почти все они приняли иудаизм и образовали особую сефардийскую ветвь в иудаизме...
        Сергей
        07.09.2021
        -
        0
        +
        Полный бред вы пишите, это от незнания.
        Полегче. Мы конкретно говорим о временах I пунической войны. Жертвенник Ваалу в храме и финикийские ремесленники возводившие его - в далеком прошлом. В иудаизме после возвращения из вавилонского плена победила ультранационалистическая партия, они даже самаритян не считали за иудеев (и до сих пор с самаритянами и караимами у иудеев есть проблемы) , а Вы хотите единения с поклонниками Молоха и Астарты. Иноверец мог принять иудаизм, и стать неполноценным прозелитом - и только. В 4 веке н.э., кстати, многие (если не большинство) финикийцы и карфагеняне приняли не только иудаизм, но и христианство. Распространение иудаизма в эллинистическую и римскую эпохи среди соседних и не соседних племен имело место быть, но это был общий процесс замены политеистических религий монотеистическими, местами имела место даже и насильственная иудаизация, и безжалостная резня, как например, совсем рядом с Карфагеном - в Киреинаике. Победи в пунических войнах карфагеняне - невозможно предсказать какую позицию они бы заняли по отношению к иудаизму. Вряд ли верхушке торговой республики понравилась бы идея духовно подчиняться каким то чужеземцам и отправлять немалые средства из родного города в какой то Иерусалим.
          Mozes
          08.09.2021
          -
          0
          +
          Причём тут вообще пунические войны, к тому моменту евреи как народ уже сформировался, вобрав в себя ханаанский субстрат, и на БВ начался процесс вытеснения иврита арамейским.Процесс формирования древнееврейского народа происходил с момента завоевания южного Ханаана народом Израиля с примерно 1250 г до н.э. по 586 год (завоевание Иудейского царства вавилонянами), т.е. без малого 700 лет. За это время на ханаанском субстрате при смешении его с израилем (народом) произошел этногенез древнееврейского народа путём взаимной культурной ассимиляции и смешивания. А пунические войны имели место с 264 по 146 год до н.э., т.е. гораздо позже. И когда на БВ уже перешли на арамейский в финикийский колониях во главе с Карфагеном говорили всё ещё на ханаанейском языке, практически ничем не отличающегося от иврита, да и в этническом отношении это были очень близкие народы.А религию можно и сменить, что и произошло по факту с остатками финикийского населения Испании и Северной Африки в 4 веке н.э., когда оно массово приняло иудаизм...
            Сергей
            08.09.2021
            -
            0
            +
            к тому моменту евреи как народ уже сформировался, вобрав в себя ханаанский субстрат,
            Ни к тому моменту, ни позже финикийцы в Ливане в массе своей не стали евреями.
            что и произошло по факту с остатками финикийского населения Испании и Северной Африки в 4 веке н.э., когда оно массово приняло иудаизм...
            Источник. Насколько я знаю, население Испании и Северной Африки, в т.ч. финикийцы, настолько массово приняло христианство, что предыдущие успехи иудаистской миссии просто поблекли.
              Mozes
              09.09.2021
              -
              0
              +
              Вы понятие не имеете о чём пишите, это наиболее распротранённая точка рения, у хананеев в первые 6 веков просто не было иного выхода, а иудаизированные финикийцы 4 века и образовали сефардийскую ветвь в иудаизме. Сам иудаизм тогда был прозелетичен, его приняло несколько арабских и берберских народов. Конечно многие потом перешли в ислам, но не все. Собственно именно из этого исторического факта следует термин антисемитизм возникший в Германии в средине 19 века, хотя это понятие относится сугубо к евреям, но не другим семитским народам, но в Германии тех лет считали евреев реинкарнацией финикийцев и их попыткой установить свою власть в средиземноморье. И это абсолютно правильное понятие так как евреи в древнем мире были малозначимым народом не принесшим ничего важного и интересного, там не было ни архитектурных достижений, ни наук, и философии, только тупой фанатизм который коробил греков. Иудаизм вообще не воспринимался окружающими народами как некое достижение, напротив всячески высмеивался, а сами евреи имели репутацию вздорного народа со странностями и непонятными претензиями. Напротив, в репутация финикийцев как выдающегося народа была высочайшей, их алфавит распространился по всему миру, включая греков и римлян, ихними мореходными достижениями так же восторгались во всей ойкумене и пытались подражать, у них были библиотеки в которых хранились папирусы описывающие достижения в области металлургии земледелия. Так что это евреи должны гордиться тем что переняли финикийскую культуру, а не наоборот. Финикийцы же, как ни один иной народ, разработали принципы товарно-денежных отношений Вот интересная ссылочка с перечнем выдающихся людей финикийского народа: "http://cyclowiki.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B" rel="nofollow ugc">http://cyclowiki.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B" А чем могли похвастаться тогдашние евреи кроме деятелей своей деспотической религии, ничего полезного не несшей народам мира, что и доказало последующее распространение христианства и ислама с их нетерпимостью и жестоким доктринёрством. Именно от финикийцев современные евреи переняли самое лучшее, ум, способность к концентрации, тягу к научным знаниям, сделавши их выдающимся народом нашего времени. От древнего Израиля исходит только фанатизм, опасное доктринёрство, которое хорошо проявилось в начале 20го века когда евреи придумали антинаучный марксизм и массово с фанатизмом стали распространять эту деструктивную идеологию по всему миру, уничтожив благодаря своей тупости РИ.В наше время хоть марксизм и повыветрелся из голов, но в США он подменяется неомарксизмом который опять навязывает свою доктрину через демпартию которой сейчас и руководит...
                Сергей
                09.09.2021
                -
                0
                +
                Ну как то Вы круто. У евреев м.б. не было особых культурных достижений, зато у них была Книга, продиктованная Богом, и была монотеистическая вера - а это в древнем мире многими ценилось побольше, чем красивые храмы и скульптуры греков, инженерию римлян и успехи финикийских купцов и мореплавателей. Кто то смеялся над евреями, а кто то стоял у дверей синагог и чтил Бога, а кто то и переходил в иудаизм. Так все таки откуда у Вас данные, что потомки пунов в массе своей приняли иудаизм? Я такого не встречал.
                Mozes
                10.09.2021
                -
                0
                +
                "Книга продиктованная Богом", ха-ха-ха, вторая такая книга написанная в 19 веке называлась "Капитал", первая содержит легенды о Боге (которого нет), вторая антинаучна, обе содержат ненаучные измышления, отбросившие мировую цивилизацию назад. То что представлял собой иудаизм в древнем мире в наше время наглядно демонстрирует ислам: сплошной фанатизм, культурная и цивилизационная деструкция с элементами сатанизма - вот что привнесли в мировую культуру евреи.А греки и финикийцы создали мировую цивилизацию, которая пробила себе дорогу невзирая на препоны установленные христианством.А историю религий ищите в сети, там всё есть. И в Испании просто не было большого количества евреев, зато было полно финикийцев, которые там пол Испании построили, вот они в массе своей и приняли иудаизм в 4 веке н.э.
                Сергей
                10.09.2021
                -
                0
                +
                Джихадистам плевать на то, что считаете их воззрения антинаучными, и даже на то, что по сути, они идейные наследники Бар-Кохбы. А достоверных источников, что финикийцы провинций Африка и Испания в массе своей приняли иудаизм, как я понял - нет.
                Mozes
                12.09.2021
                -
                0
                +
                Причём тут вообще джихадисты, а информации в сети о том что финикийцы иудаизировались предостаточно, надо только почитать в сети сочинения на эту тему, вот несколько статей навскидку: https://blogs.7iskusstv.com/?p=62211" rel="nofollow ugc"> https://blogs.7iskusstv.com/?p=62211 http://rummuseum.ru/portal/node/2456" rel="nofollow ugc"> http://rummuseum.ru/portal/node/2456 https://proza.ru/2007/09/02/100" rel="nofollow ugc"> https://proza.ru/2007/09/02/100 Есть и гораздо более серьёзные работы историков, отстаивал эту точку зрения и такой писатель как Айзек Азимов, этой же теории придерживались историки Германии.Вам просто лень искать в сети нужную информацию тем более которая пойдёт в разрез с вашей точкой зрения.Да и что можно взять с человека который путает Левант и Ливан...
                Сергей
                14.09.2021
                -
                0
                +
                Причём тут вообще джихадисты
                Вы никогда не встречали утверждения, что иудеи времен Маккавеев и Иудейских войн - это джихадисты античности? Слово "зилот" ничего не напоминает?
                вот несколько статей навскидку:
                Это жевание соплей и мечтательные благорассуждения, а не доказательства. Я Вас прошу предоставить ДОКАЗАТЕЛЬСТВА того, что финикийцы провинций Африка и Испания в массе своей приняли иудаизм, а не бредни графоманствующих блогеров.
                такой писатель как Айзек Азимов
                В какой работе?
                этой же теории придерживались историки Германии.
                Прикажете ориентироваться на историков вековой давности, которые свои рассуждения ставили выше фактов?
                Да и что можно взять с человека который путает Левант и Ливан...
                Вы достали. Я максимально стараюсь быть с Вами вежливым - вдруг Вы действительно знаете что то из античных историков, чего не знаю я. А Вы вместо прямых ответов несете черт знает что, и наровите оскорбить. К чему нам весь Левант, если финикийцы жили конкретно в Ливане? То, что какие то арабы и прочие семиты принимали иудаизм, я и без Вас знаю, это к делу не относится. Вы написали, что финикийцы массово приняли иудаизм - доказывайте, или признайте, что это фантазии.
                Иван
                10.09.2021
                -
                0
                +
                Не будем спорить есть бог или нет но и библия и капитал определяли судьбы человечества на многие годы. А то и тысячелетия.
                Mozes
                11.09.2021
                -
                0
                +
                Угу, уводили в сторону, способствовали регрессу, наступлению тёмных веков. В случае марксизма (который является разновидностью сатанистического религиозного культа) приводили в упадок целые страны и порождали неприспособленные к рыночной экономике поколения, впрочем опасных для окружающих народов...
                Иван
                11.09.2021
                -
                0
                +
                А никто и не обещал что будет клево )) большинство религий как раз говорит о тщете земной жизни и обещает сокровище на небесах. Коммунизм тоже требовалось еще построить. Не собираюсь защищать ни коммунизм, ни христианство, но влияние эти идеи оказали немалое.
                Иван
                10.09.2021
                -
                0
                +
                Экономические теории не бывают научными )) лишь более или менее общепринятыми. Экономические кризисы следуют с завидной регулярностью что намекает на степень"научности" не только марксизма.
                Mozes
                11.09.2021
                -
                0
                +
                Любые научные знания должны отражать объективную реальность, а не чей-то вымысел. Рыночное общество, т.е. капитализм, вообще возникло стихийно, его никто не изобретал, в отличии от социализма, который может существовать только как результат по меньшей мере авторитарного принуждения, а то и тоталитарного...
                Иван
                11.09.2021
                -
                0
                +
                По идее как раз социализм должен был стать первым опытом построения научно-обоснованного общества. Увы, теория разошлась с практикой. И дело скорей всего в том, что новый строй пришлось внедрять драконовскими методами. А там уже от изначального содержания осталась только оболочка. Ну и теория об эффективности планового хозяйства подкачала.
                Mozes
                12.09.2021
                -
                0
                +
                Никак не согласен, вы причину и следствие меняете местами, вбивать в голову тоталитарными методами социализм как раз пришлось из-за его полной ненаучности, надуманности, и имманентно встроенного в эту псевдотеорию поражения прав человека. Бесклассовое общество по природе своей само по себе глубоко дискриминационно и ущербно, оно всегда будет малопродуктивным и немотивированным, что хорошо подтвердил совок, врезавший дуба в конце 91 года от экономической немощи...
-
0
+
"Римляне потеряли 30 кораблей. Найденные 25 таранов — следы потопления 25 из них" - все найденные тараны - римские? Куда делись тараны с потопленных карфагенских кораблей? Или это просто опечатка? "в битве участвовали около 450 крупных кораблей. Экипаж каждой пентеры того времени — свыше 400 человек, то есть общая численность экипажей обоих флотов могла приближаться к 200 тысячам. " - ВИКИ, по крайней мере, пишет, что у римлян было 200 пентер, а карфагенский флот состоял в основном из транспортных судов, под прикрытием боевых кораблей, которых, было намного меньше, чем у римлян.
    Алиса
    04.09.2021
    -
    0
    +
    Конечно, вы правы - мы не можем отличить, с чьих кораблей эти тараны. Благо, они были одинаковыми. Неудачная формулировка, поменяла. Спасибо, что обратили внимание. По поводу вики ничего не могу сказать, кроме того, что, по крайней мере, в русской версии там очень забавные ошибки. В античных источниках 200 - это число боевых кораблей основного класса у каждой из сторон. Только у карфагенян 100 тысяч - общая численность экипажей. Численность мелких кораблей, к сожалению, точно не указывается.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: