8 ноября

Археологи обнаружили комнату рабов на вилле в Помпеях

3.8

В доме, засыпанном почти две тысячи лет назад пеплом Везувия, опять нашли нечто необычное.

Комната рабов на вилле Чивита Джулиана / ©pompeiisites.org

Чивита Джулиана — пригородная вилла к северу от Помпей, которая, как и весь город, в 79 году нашей эры оказалась погребена под слоем пепла при извержении вулкана. Скорее всего, первыми ее «исследовали» итальянские черные копатели (tombaroli) не позднее середины прошлого века. Археологи начали работать на вилле в 2017 году. В начале 2021-го они обнаружили там прекрасно сохранившуюся церемониальную колесницу и конюшню с останками трех лошадей.

И вот всего в нескольких шагах от места, где нашли колесницу, расчистили помещение площадью около 16 квадратных метров, которое, по предположению специалистов, служило жилищем для рабов, ухаживавших за лошадьми и транспортным средством. В комнате стоят три деревянные кровати, причем длина их регулируется (можно удлинять дополнительными досками). Длина двух — примерно 1,7 метра, а третьей — 1,4 метра: возможно, на ней спал ребенок или подросток. Лежанки (поверх досок, функциональный аналог матраса) сделаны из веревок, на которые клали тканевые одеяла: их отпечатки в породе сохранились в достаточной мере, чтобы сделать слепки.

Кровать сделана достаточно грубо / ©pompeiisites.org

На одной из кроватей нашли дышло повозки — либо брошенное случайно, в панике, либо предназначенное для починки. В деревянном ящике обнаружили металлические и текстильные артефакты — скорее всего, части упряжи лошадей. Под кроватями хранили личные вещи, причем некоторые — в амфорах. Также в комнате были керамические кувшины и сосуд, обозначенный археологами как «камерный горшок», вероятно, служивший в качестве туалетного. Комната освещалась небольшим окном в верхней части и не имела отделки стен.

Скорее всего, в комнате жила семья рабов (судя по маленькой кровати), но, кроме этого, помещение явно служило кладовой. Амфорами и другими предметами заняты все углы: жить там вряд ли было комфортно, но для археологов такое количество находок высокой сохранности — большая удача. Повседневная жизнь рабов обычно остается в тени: их помещения редко содержали в хорошем состоянии, да и никто не хранил их вещи.

Схема помещений: нижнее, с останками лошади, — конюшня, слева, самое большое — место, где нашли колесницу, средняя из трех маленьких комнат справа — комната рабов / ©pompeiisites.org

«Это окно в реальность людей, которые редко появляются в исторических источниках, написанных почти исключительно мужчинами, принадлежащими к элите, — заявил Габриэль Цухтригель (Gabriel Zuchtriegel), директор Археологического парка Помпей. — Это тот случай, когда археология помогает нам открыть часть Древнего мира, о которой мы мало знаем, но которая чрезвычайно важна. Поражает узость и убогость этой комнаты, представляющей собой нечто среднее между общежитием и кладовой… Это, безусловно, одно из самых захватывающих открытий в моей жизни как археолога, даже без наличия больших «сокровищ»: настоящее сокровище — человеческий опыт, в этом случае — опыт слабейших в древнем обществе».

Вопрос о месте рабов в Древнем мире до сих пор чрезвычайно далек от разрешения. Согласно одним источникам, на одного свободного в Античности приходилось до 20 рабов, согласно другим — рабы были сравнительно редки. Еще меньше конкретных данных об их быте и жилищных условиях. В норме помещения для них не рассматривали как нечто ценное, часто сносили, поэтому их редко исследуют археологи. Помпеи, где вулканический пепел законсервировал все, дают уникальную «мгновенную фотографию» античной жизни, позволяющую частично восполнить этот пробел.

Надо отметить, что на раскопках в Чивита Джулиана специалисты из Археологического парка Помпей работают в сотрудничестве с прокуратурой города Торре-Аннунциата, а курирует работу непосредственно главный прокурор. Дело в том, что виллу на протяжении многих лет систематически грабили. Исследователи полагают, что часть археологического наследия даже в свежераскопанной комнате рабов тоже уже утрачена — точнее, украдена мародерами. В целом ущерб, нанесенный черными копателями вилле, на сегодня оценивают почти в два миллиона евро (2,3 миллиона долларов).

12 ноября