Археологи обнаружили одну из древнейших символических гравюр, вырезанную на кости — Naked Science

4.8

Израильские и французские ученые нашли кость животного с вырезанными на ней насечками. Исследователи считают находку свидетельством одного из самых древних символических видов искусства.

Символы на кости зубра / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Quaternary International. Ученые и до этого предполагали, что гравюры на камнях или костях использовались как форма символизма уже очень давно — от 250 до 45 тысяч лет назад. Однако находки, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, крайне редки.

Специалисты из Еврейского и Хайфского университетов (Израиль), а также из Национального центра научных исследований (Франция) нашли свидетельства одной из самых древних гравюр на кости, в которой, как они утверждают, присутствуют символические знаки.

Стрелкой показана найденная кость с символическими знаками / ©phys.org

Исследуемый фрагмент кости принадлежит зубру и был найден на палеолитической стоянке Нешер-Рамла в Израиле. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст находки — около 120 тысяч лет. На кости обнаружили шесть насечек, все они расположены на одной ее стороне. Используя трехмерные модели кости и экспериментально воспроизведя эти рисунки в лаборатории, исследователи смогли идентифицировать все шесть насечек, определив их длину — от 38 до 42 миллиметров — и установив, что они были сделаны кремниевым инструментом.

Ученые предполагают, что, помимо прочего, на символизм рисунков указывает их одностороннее нанесение. Анализ также показал, что насечки имеют четкую U-образную форму, они широкие и глубокие. Их создал человек (правша), причем намеренно и за один раз. Кроме того, само место, где нашли кость, вероятно, использовалось древними охотниками как место встречи или лагерь, откуда они отправлялись на промысел, а затем делили добычу.

«Мы отвергаем любое предположение, что эти бороздки были своего рода случайным рисованием. В этом типе произведений искусства не было бы такого уровня внимания к деталям», — говорит один из авторов статьи, Марион Превост из Еврейского университета. Таким образом, ученые считают, что насечки на кости — старейший пример символической деятельности такого рода.

Выбор кости зубра, по их мнению, может свидетельствовать о том, что это животное имело особый статус, раз его выбрали в качестве инструмента для передачи посланий. Смысл символов пока неясен, но авторы надеются выяснить его в будущих исследованиях.

Российские ученые исследовали содержание и свойства растворенных органических веществ, важнейшей составляющей вод Северного-Ледовитого океана, в арктических морях России. Выяснилось, что проникновение солнечного света и цвет воды в них напрямую связаны с количеством растворенной органики. Результаты работы помогут лучше интерпретировать данные спутников о состоянии океанов и морей, а также отслеживать влияние глобального потепления на состояние вод.