6 июля
Мария Кривоченко

У неандертальцев обнаружили произведения искусства

2.3

Ученые обнаружили обломок оленьей кости в пещере неандертальцев. Находке более 50 тысяч лет, и она оказалась покрыта резьбой, у которой нет практического применения. По словам авторов исследования, это доказывает, что у неандертальцев были художественные ценности задолго до знакомства с Homo sapiens.

Dirk Leder et al. / Nature Ecology & Evolution, 2021

Большинство произведений искусства каменного века, обнаруженных в Европе, приписываются Homo sapiens. Эксперты давно предполагают, что неандертальцы, начали создавать предметы искусства только после знакомства с ними. Теперь команда немецких археологов смогла обнаружить свидетельства того, что неандертальцы создавали художественные ценности гораздо раньше. Подробности работы опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution.

Ученые нашли фрагмент кости в Пещере Единорога в горах Гарц на севере Германии. Это фаланга гигантского оленя размером около пяти с половиной сантиметров в длину, четыре сантиметра в ширину и три сантиметра в толщину. Вес находки — меньше 40 граммов. На ее поверхности вырезан несложный узор: шесть пересекающихся линий и несколько коротких штрихов. У рисунка нет никакой практической пользы, и, по-видимому, он сам представлял ценность для неандертальцев.

©V. Minkus/ NLD

Радиоуглеродный анализ показал возраст кости — 51 тысяча лет. То есть ее украсили за десять тысяч лет до прибытия Homo sapiens.

Исследователи провели несколько экспериментов, чтобы создать похожий предмет из кости коровы. Работа показала, что перед нанесением узора неандертальцы, скорее всего, отварили кость. По мнению археологов, сложный производственный процесс и редкий для той местности материал (гигантские олени встречались возле этой пещеры нечасто) поддерживают теорию о том, что такие фигурки делались намеренно и имели символическое значение.

©V. Minkus/ NLD

Среди находок группы также есть кремниевые осколки, коренные породы и зубы, покрытые штриховкой или зигзагом. Однако оленья кость — «одно из самых сложных культурных выражений у неандертальцев, известных до сих пор», отметили ученые.

По словам авторов, открытие показывает, что способность создавать предметы искусства и выражать себя появилась у неандертальцев задолго до прихода человека. Но такие объекты встречаются крайне редко, поэтому их пока тяжело сравнить.