10.11.2016
Редакция Naked Science

В 2018 году на МКС доставят первый отечественный 3D-принтер

Принтер, который может работать в невесомости и печатать инструменты для космонавтов, был разработан специалистами ТПУ, ИФПМ, «Сколтех», а также РКК «Энергия».

По словам директора Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН, профессора Томского политехнического университета (ТПУ) Сергея Псахье, устройство доставят на Международную космическую станцию для эксперимента в конце 2018 года.

«До этого мы должны отработать все режимы, научить людей работать», – отметил он. По словам ученого, на первоначальном этапе планируется использовать для печати полимерный материал.

В свою очередь, начальник отделения проектирования пилотируемых космических комплексов РКК «Энергия» Алексей Бидеев рассказал журналистам, что такое устройство может пригодиться в будущем для длительных космических экспедиций.

«Он перспективен сейчас как космический эксперимент – это просто интересно, потому что никто раньше этого не делал. Это очень важно для всех наших будущих программ. Представьте, летит экспедиция на Марс, летит около года. Запасы, которые они могут с собой взять, – по инструментам, деталям, принадлежностям, – очень ограничены. Мы возлагаем на подобную технологию большие надежды», – подчеркнул представитель РКК.

Как отмечают разработчики 3D-принтера, им есть еще над чем поработать перед отправкой устройства в космос. «Если во время 3D-печати на Земле можно включить мощную производственную вытяжку, систему фильтров, которая обезопасит персонал, то когда то же самое происходит в замкнутом объеме космического пилотируемого аппарата, нам очень важно убедиться в том, что космонавты защищены», – добавил директор института.

Российские специалисты надеются, что то, что в 2018 году будет реализовано в качестве космического эксперимента, после 2020 года пойдет в качестве штатной системы для наших лунных и марсианских комплексов.

Напомним, что первый в истории космонавтики 3D-принтер был доставлен на МКС в сентябре 2014 года. В ноябре того же года астронавт NASA Барри Уилмор протестировал работоспособность нового 3D-принтера, изготовленного компанией Made In Space. Принтеру удалось напечатать деталь для самого себя – лицевую панель корпуса экструдера. Этот эксперимент стал первым случаем использования 3D-принтера в космическом пространстве.