24.11.2021
63 568

Ученые узнали, как образовался антарктический лед

5.3

Исследование международного коллектива специалистов пролило свет на внезапное похолодание, произошедшее 34 миллиона лет назад и способствовавшее образованию антарктических ледяных щитов.

Ученые узнали, как образовался антарктический лед / ©Getty images

Во времена раннего кайнозоя Земля претерпела одно из самых фундаментальных климатических изменений, известных геологической истории. Длительное похолодание, начавшееся около 52 миллионов лет назад, привело к резкому снижению глобальной средней температуры поверхности и глубин океана и расширению ледников в Антарктиде, которые образовались 33-34 миллиона лет назад. Однако у ученых до сих пор нет понимания ключевых механизмов, лежащих в основе этих процессов.

Исследователи из университетов Утрехтского (Нидерланды), Осло (Норвегия), Тасманийского (Австралия), Лестерского и Британской антарктической службы (Великобритания) смогли пролить свет на этот вопрос. Свою работу они опубликовали в журнале Nature Communications.

Ученые объединили геологические и палеоклиматические данные, а затем построили модель эволюции динамики океана. Им удалось выяснить, что причиной столь массивного нарастания льда в Антарктике могло стать углубление морских путей Южного океана на несколько сотен метров (в результате тектонического сдвига), случившееся 34 миллиона лет назад. Это привело к резкому охлаждению поверхностных вод и формированию так называемого Антарктического циркумполярного течения, блокирующего доступ теплых поверхностных вод к побережью «купола планеты».

В тот же период произошло снижение концентрации углекислого газа в атмосфере, которое спровоцировало глобальное похолодание. Оба события — тектонический сдвиг и резкое похолодание на всей планете, — по мнению ученых, и способствовали образованию ледяных щитов на «белом континенте».

«В своей работе мы показываем, что для успешного моделирования изменяющегося климата крайне важно учитывать как атмосферные условия, так и соответствующие географические данные из прошлого, — заявила одна из авторов статьи доктор Катарина Хохмут. — Изменение глубины океанских проливов на 600 метров может вызвать резкое падение температуры на побережье и, как следствие, привести к образованию антарктического ледяного покрова».