27.10.2021
12 845

75 миллионов лет назад в Антарктиде горели леса

3.6

По земле еще бродили динозавры, а на южном континенте бушевали лесные пожары.

Динозавры пытаются спастись от лесного пожара в Антарктиде / ©Maurilio Oliveira; De Lima, F.J. et al.

Во время позднего мела (66-100 миллионов лет назад), одного из самых теплых периодов на Земле, на острове Джеймса Росса в Антарктиде росли хвойные, папоротниковые и цветковые растения, а вокруг бродили динозавры. Но это был не совсем рай: древние палеопожары сожгли часть лесов дотла, оставив после себя древесный уголь, который в наше время стал источником важной и интересной информации.

Международная группа палеобиологов под руководством Флавианы Хорхе де Лима (Flaviana Jorge de Lima) из Федерального университета Пернамбуку (Бразилия) проанализировала окаменелости, собранные во время экспедиции 2015-2016 годов в северо-восточной части острова Джеймса Росса. Эти окаменелости содержали фрагменты растений, похожие на остатки древесного угля, который выветрился за последние десятки миллионов лет.

Фрагменты древесного угля были небольшими: самые крупные — всего 19 на 38 миллиметров. Но изображения, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа, показали, что эти окаменелости — сгоревшие голосеменные растения (Gymnospérmae) и, скорее всего, хвойные деревья из семейства араукариевых (Araucariaceae). Результаты исследования представлены в работе, опубликованной в журнале Polar Research.

Полевой лагерь на острове Джеймса Росса в Антарктиде / ©De Lima, F.J. et al.

Интенсивные лесные пожары были частым и распространенным явлением в позднем меловом периоде, но большинство их свидетельств находится в Северном полушарии. В Южном полушарии задокументировано лишь несколько случаев — на территории современных Тасмании, Новой Зеландии и Аргентины.

Почему горели антарктические леса? Ученые считают, что причина пожаров — вулканическая активность. В позднем меловом периоде суперконтинент Гондвана распался, в результате Антарктида оказалась более изолированной, чем раньше. На материке, свободном в то время ото льда, было много источников возгорания, включая удары молний, огненные шары от падающих метеоров и вулканическую активность. Кроме того, местная растительность легко воспламенялась, а высокий уровень кислорода способствовал горению.

«В меловой период в Антарктиде наблюдалась интенсивная вулканическая активность, вызванная тектоническими процессами, о чем свидетельствует наличие ископаемых останков в пластах, связанных с выпадением пепла», — пишут авторы исследования.

Надо отметить, что работы, выявляющие следы палеопожаров, были и раньше. В 2015 году другая группа палеобиологов под руководством Жозелин Манфрой (Joseline Manfroi) провела исследования обугленных остатков древесины, найденных на Антарктическом полуострове. Ученые выяснили, что эти остатки некогда были хвойными деревьями — важным компонентом палеофлоры Антарктики в меловом периоде. Специалисты пришли к выводу, что пожары были распространены в Антарктиде в кампане (ярус верхнего мела, примерно 72-84 миллиона лет назад). Работу с результатами исследования они опубликовали в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.

Небольшой окаменелый фрагмент, оставшийся после пожара 75 миллионов лет назад / ©De Lima, F.J. et al.

Остров Джеймса Росса находится рядом с Антарктическим полуостровом, но все же это остров — то есть можно говорить, что пожары, следы которых анализировали в этих двух исследованиях, разные, с разными источниками возгорания. Понятно, что изучение прочих частей Антарктиды затруднено, поэтому узнать, насколько сильно горели ее леса, мы пока не можем.

Если вспомнить об антарктических находках динозавров, то два места из трех, где их обнаружили, расположены на острове Джеймса Росса (третье — на горе Керкпатрик Трансантарктического хребта). Все они датированы верхним меловым периодом: динозавры жили на острове именно тогда, когда там бушевали пожары. Весьма вероятно, что лесные пожары случались на острове и позже, до тех самых пор, когда (около пяти миллионов лет) назад холод убил последние леса Антарктиды.