Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
4 ноября
1 003

Шлейф от извержения вулкана в Полинезии оказался самым высоким за историю наблюдений

5.8

Ученые заново оценили высоту извержения вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, произошедшего в начале 2022 года. Она оказалась рекордно большой: пепельный шлейф поднялся выше 50 километров и достиг мезосферы.

Снимок сделанный японским спутником Himawari-8 через 100 минут после начала извержения / ©Simon Proud, Oxford University, RALSpace NCEO, Japan Meteorological Agency

Хунга-Тонга и Хунга-Хаапай — пара небольших необитаемых островов в полинезийском архипелаге Тонга. Они представляют собой выступающие над поверхностью части конуса подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, который сохраняет высокую активность. Его последнее извержение произошло в середине января 2022 года, оно создало мощное цунами и привело к человеческим жертвам.

Теперь ученые из Оксфордского университета взглянули на эту катастрофу с нового ракурса, использовав данные спутниковых наблюдений. Такая работа позволила точнее оценить высоту пепельного шлейфа, выброшенного извержением. Оказалось, он поднялся на высоту 57 километров, преодолев нижние слои земной атмосферы — тропосферу и стратосферу, — и достиг мезосферы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Как правило, шлейф оценивают на основе измерений температуры, поскольку в пределах тропосферы в норме с набором высоты она стабильно снижается. Однако в стратосфере все происходит наоборот, и температура снова растет. Это затрудняет такие расчеты для столь мощного извержения, каким оказалось событие начала 2022 года. Поэтому Саймон Прауд (Simon Proud) и его коллеги использовали метод параллакса — изменения видимого положения объекта при взгляде на него с разных точек.

Ученые опирались на данные съемки, которую вели несколько метеоспутников с геостационарной орбиты. Расчеты показали, что высота пепельного шлейфа Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай достигла 57 километров — намного больше прежнего рекордсмена подобных измерений, извержения филиппинского вулкана Пинатубо в 1991 году (40 километров). По словам авторов, этот шлейф стал первым, который достиг земной мезосферы, начинающейся с высоты примерно 50 километров.

На основе своих формул Прауд и его коллеги собираются разработать алгоритм для автоматической оценки высоты вулканических шлейфов методом параллакса. Это позволит набрать обширную базу, которая пригодится для уточнения моделей динамики атмосферы, вклада подобных событий в изменения климата, а также лучшего понимания самих извержений и связанных с ними выбросов пепла и газов.