04.11.2022

Горячие юпитеры могут замедлять старение звезд

5.6

Наблюдения двойных систем подтвердили представления об «омолаживающем» влиянии горячих юпитеров на свои материнские звезды. Присутствие близкой и массивной планеты заставляет их быстрее вращаться и проявлять высокую активность, которая характерна для молодых светил.

©NASA, CXC, M. Weiss

Горячими юпитерами называют экзопланеты массой, которая сравнима с массой Юпитера, но при этом находящиеся намного ближе к своим звездам, чем Меркурий к Солнцу. Это делает их чрезвычайно раскаленными: на таких планетах испаряется даже железо. Однако на звезды присутствие горячего юпитера может действовать «омолаживающе». К таким выводам пришли ученые из Потсдамского астрофизического института (AIP), статья которых опубликована в журнале MNRAS.

Молодую звезду можно определить по высокой активности, которая сопровождается частыми выбросами вещества и мощными вспышками, в том числе в рентгеновском диапазоне. Однако к тому же приводит наличие близкой массивной планеты. Под действием приливных сил звезда начинает вращаться быстрее, чем ей «положено»», и ее активность возрастает. Это может приводить к неправильным оценкам возраста далеких звезд.

Николета Илич (Nikoleta Ilic) и ее коллеги из AIP изучили такой «омолаживающий» эффект с помощью космических телескопов Chandra и XMM-Newton. Они провели наблюдения двойных систем, в которых у одного из партнеров имеется горячий юпитер. Звезды в таких парах — ровесницы, поэтому, сравнивая их друг с другом, можно выделить влияние, которое оказывает на одну из них наличие массивной и близкой планеты. А чтобы исключить влияние звезд друг на друга, ученые рассматривали лишь такие системы, расстояние между участниками в которых достаточно велико.

Наблюдения в рентгене позволили оценить поведение звезд почти в 30 таких парах. И они подтвердили, что при наличии горячего юпитера звезда выглядит и ведет себя активнее, чем ее партнер того же возраста. «Прежде у нас были лишь некоторые любопытные указания (на такой эффект. — Прим. ред.), — говорит Марзие Хусейни (Marzieh Hosseini), одна из авторов работы. — Теперь же у нас есть статистические свидетельства того, что некоторые планеты действительно могут влиять на свои звезды и поддерживать их молодость».