Платина указала на катастрофу позднего каменного века — Naked Science
31 октября
21 минута

Платина указала на катастрофу позднего каменного века

Вскоре после конца ледникового периода на Землю обрушился мощный удар небесного тела. В результате начали вымирать мамонты и другие крупные животные. Попробуем разобраться, как и почему это произошло.

12 800 лет назад крупное небесное тело обрушилось на Землю / ©NASA SCIENTIFIC VISUALIZATION STUDIO

Кто помог цветку-завоевателю

Вскоре после конца последнего ледникового периода потепление почему-то остановилось и развернулось вспять. Около 12 800 лет назад по Европе внезапно распространился необычный цветок-завоеватель — дриада восьмилепестная. Этот кустарник, родственник розы, сейчас живет только в европейских горах или на Крайнем Севере (европейская тундра, в том числе горная), где выигрывает у конкурентов, менее приспособленных к суровому климату.

Дриада восьмилепестная дала название позднему дриасу — периоду похолодания, когда она почти мгновенно распространилась по всей Европе / ©Wikimedia Commons

Привычки этого вида хорошо известны и сегодня: он очень холодолюбив. Появление его на территории Испании или Италии означало резкое похолодание. Называя вещи своими именами, Европа почти мгновенно стала тундрой, хотя до этого была несильно холоднее, чем сегодня. Причем исходный теплый постледниковый климат восстановился лишь через тысячу лет: «тундрофикация» Европы (и не только ее) оказалась очень продолжительной.

На протяжении XX века причиной этого похолодания считали наследие ледникового периода. На севере Северной Америки остались ледниковые щиты, а по мере их таяния близ них создавались огромные озера длиной до тысячи километров. В определенный момент окружавший их ледник отступил так далеко, что огромные массы пресной воды хлынули по освободившимся маршрутам в океан. Пресная вода менее плотная, поэтому может оставаться на поверхности моря, блокируя течения. Естественно, многие ученые считали: пресная вода, наследие ледникового периода, «сбивала» теплые течения Атлантики и тем самым «заморозила» Европу и часть Северной Америки.

График температур воздуха в Гренландии, по данным ледовых кернов, показывает резкий возврат к температурам ледникового периода во время позднего дриаса (Younger Dryas) / ©Wikimedia Commons

Однако со временем новые данные все труднее укладывались в это объяснение. Во-первых, в ряде мест Северной Америки, а потом и Европы стали находить тонкий слой, возрастом в 12 800 лет, содержащий иридий. Элемент это очень тяжелый, поэтому весь земной иридий давно «утонул» в недрах нашей планеты, и если он есть на поверхности — значит, его туда принес удар другого небесного тела.

Во-вторых, ископаемые слои того же возраста Северной Америки и части Европы и даже Ближнего Востока показали следы необычайно мощных пожаров — количество древесного угля в них было аномально большим. По расчетам, чтобы обеспечить такие следы, нужно было сжечь сразу 9% наземной биомассы Земли.

В-третьих, со временем в Северном полушарии стали находить и тектиты — небольшие, но многочисленные кусочки оплавленного стекла, лежащие в тех же по времени слоях. В историческое время мелкие частицы песка образовывались только на атомных полигонах, во время ядерных взрывов, способных нагреть песок настолько, чтобы тот начал давать стекло. Ясно, что 12 800 лет назад ядерных взрывов устраивать никто не мог. Откуда тогда стекло?

Гипотеза кометы/астероида

В 2006 году группа ученых выдвинула гипотезу, объяснявшую все эти неувязки и совсем иначе показывавшую причины внезапного похолодания. Они отметили, что иридий — типичный след падения небесных тел, а крупные пожары и мощные взрывы — логичный результат таких падений. Более того, по-настоящему большие пожары порождают много сажи, а та закрывает солнечный свет.

При падении астероида или кометы часто происходит мощный взрыв, излучение от которого обугливает деревья за много километров, как вспышка атомной бомбы. На фото лес в районе Тунгуски в 1931 году, через два десятка лет после взрыва небольшого астероида / ©Wikimedia Commons

Очевидно, что небесные тела, падавшие на планету 12 800 лет назад, не могут быть действительно большими. Как мы недавно писали, падение 10-километрового тела надежно уничтожает все крупные виды на планете. Дюжину тысяч лет назад человек существовал, и, судя по тому, что он существует и сейчас, упавшее тело было относительно небольшим.

Авторы гипотезы обратились к эпосу американских индейцев, описывающих совсем старые времена. И, по мнению исследователей, многие описания крупнейшей катастрофы древних эпох очень похожи на падение небесных тел. Вот некоторые цитаты из индейских сказаний:

«С неба стал падать тяжелый дождь из пламенеющих огненных камней и крови. Он падал на дома — и они вспыхивали пламенем… Он упал на леса — и поглотил их. Люди искали убежища, но их одежды были объяты пламенем, и они погибали. Падающие раскаленные камни сотрясали землю… Наконец, когда это все закончилось, толстые темные облака покрыли землю на долгие 25 лет» (Ацтекские легенды).

Карта разлета основной массы оплавленного стекла, а также иридиевой и платиновой пыли от взрыва небесного тела 12 800 лет назад / © YDB Research Group

При падении на Землю вторичные обломки, проходя через атмосферу, раскаляются докрасна и отдаленно похожи на кровь. Они имеют большую зажигательную способность — их температура часто превышает тысячу градусов. Длительность закрытия Земли темными облаками (25 лет), приводимая ацтеками, несколько сомнительна. Да, пыль от мощных взрывов может подолгу висеть в атмосфере, но очевидно, что к действительно темным дням она могла привести лишь в первые годы после катастрофы.

При всех неточностях сказаний ацтеков — интересно, что аналогичные имеют другие индейцы, причем никак не близкие родственники ацтеков. Сказания южноамериканских тоба и пилаго говорят: «Внезапно гигантский огненный шар, вылетевший из диска Солнца, полетел на землю. Тысячи горящих камней и огромные глыбы ледяного града упали одновременно. Они произвели огромные опустошения среди деревьев и зажгли джунгли. Ревущий огонь зажег все вокруг поселка, пока пламя почти не окружило его».

Ирокезские легенды рассказывают: «Звезды посыпались с неба, и некоторые из них упали на землю. Падающие огненные звезды с шипением полетели прямо в лагерь ирокезов. С яростными взрывами и обжигающим жаром одна звезда ударилась о землю около лагеря, разбрасывая деревья и землю во всех направлениях». Индейцы матамускиты вторят: «Громкий, резкий шум и звук огромного взрыва, а затем звуки одного удара за другим. …Сотни звезд падали с небес и взрывались на покрытых лесами горах вокруг нее, сотрясая землю с такой силой, что… едва… удержаться на ногах. Яростное оранжево-красное пламя и столбы черного дыма поднимались в небо из-за того, что лес вокруг стоянки горел».

Увы, с научной точки зрения гипотеза о событиях, которые произошли 12 800 лет назад, не может опираться на данные фольклора. Современная наука вообще неохотно пользуется таким источником. Требовать от ученых признать, что его данные могут точно описывать события, которые во много раз старше пирамид, — это немного перебор.

Настоящей пиар-катастрофой для гипотезы падения кометы/астероида стал 2011 год. Тогда выяснилось, что ее ведущий автор Аллен Уэст (Allen West) вообще не имеет научных степеней, никогда не работал для научных учреждений, и не ясно, когда он вообще получил высшее образование. Коллеги утверждают, что Уэст самоучка.

В академическом мире XXI века не так просто обойтись без скандала, занимаясь наукой без соответствующего образования, да еще с выдвижением при этом новых гипотез. Большинство подобных людей в норме — явные шарлатаны, поэтому доверие к Уэсту после скандала упало до околонулевого. Между тем именно он совершил все изначальные находки частиц, опознанных как метеоритные, в слоях, датированных 12 800 лет назад. Гипотеза повисла в воздухе без фундамента.

Споры копрофилов и платина

На этот раз исследователи из Университета Южной Каролины во главе с Кристофером Муром попробовали найти ей основание, на котором не лежала бы тень былого скандала. Они изучили пробы озерных отложений из озера Уайт-Понд в Южной Каролине. Узкий двухсантиметровый слой возрастом в 12 785 ± 58 лет показал резкий всплеск содержания платины, палладия и углерода — в основном в виде сажи. Платина и палладий, как и иридий, — хорошие независимые маркеры падения фрагментов астероидов или кометы. Сажа — нормальное последствие больших пожаров, около того времени затронувших треть мира и уничтоживших 9% биомассы Земли.

Грибы вида Panaeolus semiovatus var. semiovatus часто растут на навозе крупных травоядных / ©Wikimedia Commons

В тех же озерных отложениях был найден еще ряд необычных следов. Навоз крупных животных издревле привлекает грибов-копрофилов, питающихся им. Особенность видового состава этих грибов в том, что они адаптированы к конкретному навозу. В частности, в экскрементах мамонтов ученые стабильно находят одно и то же соотношение спор грибов-копрофилов.

В озерных отложениях, конечно, самих фекалий мамонтов нет: те не стали бы нырять в озеро с такими целями. Но ветер разносит споры грибов достаточно эффективно, и в отложениях Уайт-Понд много спор, типичных именно для навоза мамонтов. Однако сразу после двухсантиметрового слоя, содержащего пыль платины и палладия, следы таких спор становятся много реже. Количество азота-15 после этого события также резко колеблется, что указывает на сильное похолодание.

Конечно, мамонты, как холодолюбивые животные, не могли вымереть от падения температур. Авторы работы резонно полагают, что причиной их гибели могли стать и иные последствия падения небесных тел, а именно — огромные по масштабу пожары.

Говоря словами сказаний оджибве: «После того как мир остыл [после пожара, вызванного небесными камнями], покрытые грязью люди осторожно покинули болото и огляделись. Их потрясло, что мир совершенно изменился. Повсюду были только дымящиеся черные деревья и сожженная трава. Люди, которые не слушали Чиманту [и не укрылись заранее], погибли вместе со всеми гигантскими животными. От них остались только скелеты».

Разумеется, исследователи не упоминают процитированные сказания. Однако они отмечают, что обнаруженное соотношение платины и палладия в отложениях Уайт-Понда, на самом деле, не может иметь земное происхождение: даже если на Земле встречаются самородные платина и палладий, то они не могут иметь такое же «астероидное» соотношение в их находках. К тому же сходные следы Pt и Pd в 2019 году нашли в Южной Африке, в Чили — и тоже в слоях древностью около 12 800 лет. Следовательно, разлет обломков древнего небесного тела, ударившего по нашей планете в начале позднего дриаса, был велик.

Все это делает весьма правдоподобной гипотезу о том, что именно падение небесного тела вызвало и массовые пожары, и упадок мегафауны на Американском континенте. Конечно, не стоит спешить и делать выводы, что все десятки видов ледниковой мегафауны исчезли именно из-за этих событий. Пока нет данных, что мамонты Якутии стали их жертвой, да и по ряду других видов еще остаются неясности. Тем не менее, похоже, сказания индейцев содержали достаточно точную информацию: камни с неба действительно смогли на тысячу лет вернуть мир в ледниковый период.

17 октября