28.10.2020

Геологи смоделировали «почву» для выращивания растений на Марсе

4.4

Будущие колонисты Красной планеты, конечно, не смогут увезти с собой огромный запас земного грунта, чтобы «удобрять» им обедненную марсианскую «землю». Американские ученые озадачились этой проблемой и нашли выход: они разработали искусственные почвенные смеси, имитирующие марсианский грунт, и предварительно оценили его плодородность.

Кадр из к/ф “Марсианин” / ©svopi.ru

Исследование опубликовано в журнале Icarus. Терраформирование Марса — увлекательная и крайне сложная задача мировой науки. Одна из проблем будущих миссий по освоению Красной планеты человеком — производство продуктов питания, для которых нужны «теплицы».

Эксперименты по выращиванию растений на имитациях почв Марса и Луны уже проводились и оказались успешными, но полный состав этих почв все еще остается неизвестным для ученых. Зато есть данные, что марсианский грунт содержит большую часть основных питательных веществ, необходимых для роста растений, в том числе азот, калий и фосфор. В новом исследовании ученые из Университета Джорджии (США) дополнили эти знания.

Наличие питательных веществ, по их мнению, еще не означает, что они доступны для растений, кроме того, необходимо знать, в какой концентрации находятся те или иные вещества. Потому что их может быть как слишком мало, так и слишком много — и в этом случае они способны погубить растение.

Поэтому необходимо моделирование всех условий, чем и занимаются американские геологи, создавая имитацию минерального состава, кислотности и содержания солей, идентичных тем, что есть на Красной планете.

Исследования еще не завершены, но предварительные итоги не слишком радуют: ученые выяснили, что сама текстура искусственного марсианского грунта может осложнить выращивание на ней растений — она чересчур тверда и высушена. Впрочем, по мнению тех же ученых, задача по улучшению такой почвы хоть и сложна, но выполнима. Для этого в нее необходимо добавлять специальные бактерии и грибы, которые помогут росту будущих растений.