Ученые вырастили культурные растения на «марсианском» и «лунном» грунте
15.10.2019
1934

Ученые вырастили культурные растения на «марсианском» и «лунном» грунте

На Марсе и Луне можно будет не только выращивать пищу, но и получать жизнеспособные семена.

Кадр из фильма «Марсианин», в котором главный герой вынужден был самостоятельно выращивать еду на негостеприимной планете. / © Modern Farmer

Исследователи из Вагенингенского университета в Нидерландах засеяли десятью различными сельскохозяйственными культурами образцы модельного грунта Марса и Луны, разработанные в НАСА. Статья об этом опубликована в журнале Open Agriculture.

Колонизация Марса и Луны становится все более реальной. Человечество может приступить к освоению ближнего космоса уже в следующем десятилетии, и одной из главных проблем при организации внеземных колоний станет пищевая безопасность.

Для постоянного проживания колонистов на других планетах там необходимо будет организовать сельскохозяйственные плантации. Привезти почву с Земли для этого никак не получится, так что придется обходиться тем, что будет на месте. Насколько вообще реально повторить то, что сделал герой фильма «Марсианин», и вырастить на внеземных почвах хоть что-нибудь?

Нидерландские ученые решили выяснить этот вопрос. Они посадили на «инопланетной земле» кресс-салат, рукколу, томаты, редьку, рожь, киноа, шнитт-лук, шпинат, горох и лук-порей. Аналогичные культуры для контроля были высажены на обычный, земной грунт. Девять из десяти культур (за исключением шпината) хорошо росли на модельных грунтах и давали съедобные части. Семена трех культур (кресс-салата, ржи и редьки) также были успешно протестированы на всхожесть.

Растения, выращенные учеными в ходе эксперимента. / © Wamelink et al.

Количество биомассы на имитации марсианской почвы было вполне сопоставимо с биомассой, которую дал земной грунт. Показатели на имитации лунного реголита были более скромными, однако ученые признали их хорошими. Имитационные образцы для эксперимента были предоставлены специалистами НАСА. Стоит отметить, что модельные грунты предварительно обогатили органическими добавками, чтобы воспроизвести почву, на которой уже выращивались какие-то культуры.

Исследование нидерландских ученых подтверждает идею о том, что на Марсе и Луне будет возможно не только выращивать пищу, чтобы кормить будущих поселенцев, но и получать жизнеспособные семена из этих культур. «Мы были в восторге, когда увидели, что первые помидоры, выращенные на почве Марса, стали красными. Это означало, что был сделан следующий шаг к устойчивой замкнутой сельскохозяйственной экосистеме», — комментирует результаты исследования ведущий автор работы Вигер Вамелинк.

Ранее марсоход Curiosity нашел на Марсе следы соленого озера, а компания SpaceX выбрала девять мест, которые подойдут для высадки на Красной планете.