NASA назвало партнеров по разработке технологий для освоения Луны и Марса — Naked Science
Мария Кривоченко

NASA назвало партнеров по разработке технологий для освоения Луны и Марса

4.1

Среди проектов, которые получили финансирование, — аппарат для детального исследования кратеров, система предотвращения столкновений в космосе и адаптация сетей 4G. Общая сумма грантов составила 370 миллионов долларов.

Криогенная установка для оценки технологий снижения топливных потерь / © NASA

NASA объявило победителей пятой грантовой программы Tipping Point Selections, с которыми заключила контракты на разработку технологий для будущих космических миссий. В этом году финансирование получили 14 компаний на общую сумму 370 миллионов долларов. В ближайшее время они будут сотрудничать с агентством и работать над программой по возвращению человека на Луну «Артемида».

В этом году победителей разделили на три категории. В первую вошли компании, которые занимаются использованием криогенного топлива в невесомости, — это крайне важно для обеспечения постоянного присутствия человека на Луне и планирования будущих миссий на Марс. Самый большой грант получила Lockheed Martin (89,7 миллиона долларов) за демонстрацию использования жидкого водорода в космосе — самого сложного для использования криогенного топлива.

Также в список вошли United Launch Alliance (ULA) (86,2 миллиона долларов) за разработку интеллектуальной криогенной двигательной установки, SpaceX (53,2 миллиона долларов) за перекачку десяти тонн криогенного топлива в космическом корабле и Eta Space (27 миллионов долларов) — за демонстрацию системы управления криогенным кислородным топливом.

Демонстрация дозаправки корабля / © SpaceX

Во второй категории оказались технологии, необходимые для освоения лунной поверхности. Самый большой грант получила Intuitive Machines (41,6 миллиона долларов) за разработку небольшого спускаемого аппарата, который будет исследовать лунные кратеры, снимать поверхность спутника в высоком разрешении и сможет нести до килограмма груза на расстояние до 2,5 километра.

Также победителями стали Alpha Space Test and Research Alliance (22,1 миллиона долларов) за создание оценочного центра, который сможет собирать данные о лунной среде и проводить эксперименты на поверхности спутника, и Nokia of America Corporation (14,1 миллиона долларов) за разработку первой системы 4G/LTE в космосе.

Менее десяти миллионов долларов получили SSL Robotics (Maxar Technologies) за разработку недорогой роботизированной руки, Astrobotic Technology за систему беспроводной зарядки батарей, а также pH Matter за топливный элемент, способный производить и накапливать энергию на Луне.

Помимо этого, в списке оказались Masten Space Systems — за идею универсального химического источника тепла и электроэнергии, Teledyne Energy Systems — за водородную электрическую энергетическую систему, Precision Burning — за идею твердооксидных топливных элементов, которые будет вырабатывать энергию из природных ресурсов, и Sierra Nevada Corporation — за разработку устройств для извлечения кислорода из лунного реголита.

В третью категорию вошла только одна компания — Masten. Она получила десять миллионов долларов на разработку системы точной посадки и предотвращения столкновений в космосе. В будущем компания представит аппарат Xogdor — платформу для тестирования космических технологий.

Чтобы получить грант, технология должна была иметь значение для будущих космических миссий и находиться на этапе, когда финансирование может значительно продвинуть разработку и сделать возможным ее коммерческое использование. Также компании-партнеры должны будут внести небольшой процент от общей стоимости проекта.

Немецкое судостроительное предприятие Pella Sietas, принадлежащее российской «Пелле», заложило линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М2. Его будет эксплуатировать «Росморпорт».