Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Русскоязычные критики Илона Маска в частности и всей американской космонавтики в целом часто забывают, что в США у SpaceX есть серьезные конкуренты, которые сильно пострадали от действий этой компании. Под давлением успехов фирмы эксцентричного миллиардера они вынуждены выкручиваться, как могут. В такой обстановке постоянные задержки в разработке преемника Atlas V, использующего российские двигатели РД-180, — ракеты Vulcan Centaur от ULA, — выглядят странно. Поэтому Тори Бруно решил попробовать их объяснить.
Глава United Launch Alliance (ULA), совместного предприятия Lockheed Martin Space и Boeing Defense, Space & Security, Тори Бруно в четверг, 5 августа, пообщался с журналистами. Как пишет портал SpaceNews, он рассказал, чем обусловлена задержка серийного выпуска двигателей BE-4. Их разработкой и производством занимается небезызвестная компания Blue Origin при непосредственном участии ULA. Изначально обе организации намеревались показать готовую к полетам версию этого агрегата в 2017 году.
Но время шло и ожидаемые сроки остались позади. Поскольку Blue Origin не особо любит делиться подробностями о своей деятельности, информации о причинах задержек мало. Известно, что в начале 2017 года только стартовали испытания BE-4 в сборе, причем уже в мае один из тестов выявил аномалию и двигатель частично разрушился. Ранее в 2015 году во время тестирования отдельных агрегатов также произошел взрыв. В общем, создание метаново-кислородного двигателя закрытого цикла точно не было гладким.
По словам Бруно, сейчас ULA и Blue Origin наращивают темпы работ по проекту. Производство предсерийных экземпляров BE-4 идет одновременно с предквалификационным и квалификационным тестированием. Эти процедуры необходимы для допуска агрегата определенной конструкции к полету и обычно проводятся до старта массового выпуска. Но сроки поджимают, да и ранее проведенные циклы испытаний вселяют в инженеров уверенность, что серьезных неприятных сюрпризов от двигателей уже можно не ждать.
Тем не менее, и это Тори отметил отдельно, без доскональной проверки и полной квалификации BE-4, ни один из них никуда не полетит. Оба цикла процессов — изготовление и тестирование, — просто идут параллельно и устроены так, чтобы на каждом из них имелась возможность внести изменения, если будут выявлены какие-то недочеты. «Не буду пытаться обманывать вас, двигатели серьезно опаздывают», — честно сказал Бруно журналистам. И рассказал, почему так вышло: виной всему как раз программа тестирования.
Глава ULA признался, что представляемая им компания и Blue Origin планировали распоряжаться гораздо большим количеством испытательного оборудования и комплексов. Как получилось, что в итоге их оказалось меньше, он не сообщил. Но поделился, что возникшие сложности при разработке превзошли все ожидания инженеров обеих фирм. Соответственно, наладка производства тоже затянулась и была гораздо труднее, чем изначально предполагалось. Тем не менее, первые два BE-4, квалифицированные для полетов, Бруно надеется получить уже до конца года.
Двигатель, который спасет американскую космонавтику…
От BE-4, как бы это странно ни звучало, во многом зависит финансовое благосостояние сразу трех компаний — Blue Origin, Lockheed Martin и Boeing. Нет, если двигатель окажется провальным, они не разорятся. Но когда на кону миллиард долларов, потерять его всегда неприятно. А именно столько за успешную разработку ракеты Vulcan Centaur им перечислят Космические силы США. Часть этих денег уже выплачена, но малая. Полную сумму контракта подрядчики получат только если смогут осуществить запуск уже заказанной военными полезной нагрузки до конца 2022 года. А перед этим, чтобы выполнить условия квалификации, нужно выполнить еще два успешных коммерческих старта.
Вдобавок к деньгам, с BE-4 связан еще и вопрос престижа американской космонавтики в целом. А точнее, «старичков» отрасли — неужели такие аксакалы, как Boeing и Lockheed Martin не смогут найти в срок сравнительно дешевый и достаточно эффективный двигатель для своей ракеты? Дополнительной иронии ситуации придает тот факт, что на заре разработки Vulcan Centaur была сделана ставка на «частника» Blue Origin, а опытную Aerojet Rocketdyne с ее AR1 «задвинули под ковер».
Причем создав предшественника Vulcan Centaur — невероятно надежный Atlas V, — Lockheed Martin сами себе наступили на хвост. В конце 1990-х, когда встал вопрос о разработке относительно недорогой ракеты по контракту ВВС США Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), идея использовать доступные и привлекательные по характеристикам российские двигатели РД-180 выглядела неплохой. Тем более, что разработка подходящих агрегатов своими силами или с помощью партнеров оборачивалась финансовым кошмаром.
Однако это лишь еще сильнее отбросило американскую космонавтику назад в деле создания кислородно-керосиновых ракетных двигателей высокой мощности. А с ними у предприятий в США со времен Фон Брауна вообще все как-то непросто было в силу особенностей конструкторской школы.
Чисто технически BE-4 — интересный агрегат. Он использует метан (сжиженный природный газ) в качестве горючего и жидкий кислород в качестве окислителя. Конструкционно двигатель способен к многократному запуску, но на Vulcan Centaur установят его более простую версию. Наконец, по мощности он сравним с детищем SpaceX — двигатель Raptor. Хотя и использует более простой цикл работы, то есть, теоретически, может быть дешевле.
Сама же ракета Vulcan Centaur представляет собой уже привычный для американской аэрокосмической отрасли гибрид из проверенных и новых решений. Вторая ступень (по российской классификации — разгонный блок) там ровно та же, что и на Atlas V: «старичок» Centaur. Ему только двигатели слегка обновили, да немного увеличили объем топлива. Зато первая ступень совершенно новая, он крупнее, чем у «Атласа», имеет диаметр аналогичный модулям Delta IV (4,5 метра) и несет на себе два BE-4. При необходимости дополнительно к ней можно прикрепить до шести твердотопливных ускорителей. Максимальная конфигурация позволяет забросить на низкую околоземную орбиту (НОО, 200 километров) 27,2 тонны, а самая легкая — 10,6 тонны.
…либо опоздал на годы
Пока Тори Бруно пытался сохранить лицо перед журналистами, команда Илона Маска уже вовсю монтировала прототип исполинского бустера Super Heavy на стартовый стол. Сейчас к нему еще и орбитальный прототип корабля Starship примерили, а в ближайшие недели будет первый запуск. Напомним, во всей связке сверхтяжелой космической системы SpaceX далеко не два мощнейших метановых ракетных двигателя, а тридцать два (возможно, перед полетом на корабль добавят еще один). И производственный комплекс компании выпускает по одному Raptor в два дня.
Цикл разработки ULA и Blue Origin не вызывает вопросов, если смотреть на него с точки зрения «классической» космонавтики. Профессионалы (а в этом никто и не сомневается) работают не покладая рук в кредо, заданном еще 70 лет назад. Они делают технически интересные и соответствующие техническому заданию вещи. Но в XXI веке обстановка несколько изменилась — сейчас ракеты тяжелого класса (более 20 тонн на НОО) проектируются многоразовыми и с ценой запуска порядка 70 миллионов долларов без дополнительных условий. А Vulcan Centaur будет одноразовым и минимальная заявленная цена его старта обозначена в 99 миллионов долларов.
Будущее этой ракеты на современном рынке пусковых услуг — под большим вопросом. И дело тут не только в SpaceX с ее Falcon 9. На все возможные заказы компании Илона Маска просто не хватит, да и военным нужны альтернативы. Но только в США уже существует несколько частных компаний, которые идут ровно тем же путем, что и SpaceX: делают легкие ракеты, а затем на их основе разрабатывают многоразовые средние и тяжелые.
После начала эксплуатации Vulcan Centaur ULA придется перестроиться на новые рельсы и благодаря своему опыту сделать что-то похожее на Falcon 9. Иначе есть все шансы, что совместное предприятие Boeing и Locheed Martin станет историей. А многострадальную ракету и вовсе забудут после пяти-шести уже законтрактованных запусков. Ну а про Blue Origin с ее New Glenn, для которого, в первую очередь, и предназначается BE-4, пока даже говорить рано. Когда еще этот сверхтяж взлетит — вообще непонятно.
Ученые исходят из предположения, что гипотетическое невидимое вещество влияет на обычное не только своей гравитацией. По их мнению, частицы темной материи могут сталкиваться с атомами внутри планет, и во время этих столкновений выделяется энергия. В результате, по расчетам, на Земле должна неуклонно сокращаться продолжительность суток: на 12 секунд каждые 100 лет.
Могут ли истории о далеких галактиках и технологиях будущего объединить человечество? Согласно новому исследованию ученых из Китая, научная фантастика, вызывающая чувство благоговения, усиливает ощущение глобальной взаимосвязи между людьми.
Ученым пришлось значительно доработать установку сканирующей туннельной микроскопии, чтобы обеспечить чистоту поверхности образцов. Когда они сумели это сделать, смогли и найти искомое состояние.
Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.
Каждый год миллионы людей выбирают самолеты для деловых поездок и путешествий. Но что мы на самом деле знаем о том, как стальные птицы обеспечивают нашу безопасность и комфорт в небе? Эксперт Пермского Политеха рассказал, как устроено воздушное судно, что помогает ему преодолевать гравитацию, в какой части авиалайнера безопаснее при турбулентности, как крылатую машину защищают от непогоды и молний, что произойдет, если не включить авиарежим на телефоне, почему нельзя открывать окно и что скрывает «черный ящик».
Специалисты Школы естественных наук ТюмГУ исследовали особенности накопления меди и цинка в овсе при искусственном загрязнении почв. Ученые установили, что корневая система растения служит индикатором загрязнения, тогда как надземная часть действует как барьер для меди и одновременно как индикатор накопления цинка в органогенных почвах.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
живая иллюстрация к той огромной мотивацииАга. Такая что вызывает некоторые подозрения. Уж не слишком ли плакатный получается образ и не пиар ли это кампания американского образа жизни и т.д. Чему способствуют слухи о господдержке (не только финансовой) его проектов и льготном режиме налогообложения. Что впрочем не отменяет факта, что такой проект состоялся именно в Америке, а всем другим соискателям ничего не мешало сделать то же самое.
а в создание двигателя на метане у России нет трудностиУ Безоса есть прототип BE-4 хоть и не вполне рабочий, а масковские Рапторы уверенно летают правда пока на небольших высотах. У России нет пока даже прототипов все только на уровне проектов и обещаний.
а в создание двигателя на метане у России нет трудностиУ Безоса есть прототип BE-4 хоть и не вполне рабочий, а масковские Рапторы уверенно летают правда пока на небольших высотах. У России нет пока даже прототипов все только на уровне проектов и обещаний.
живая иллюстрация к той огромной мотивацииАга. Такая что вызывает некоторые подозрения. Уж не слишком ли плакатный получается образ и не пиар ли это кампания американского образа жизни и т.д. Чему способствуют слухи о господдержке (не только финансовой) его проектов и льготном режиме налогообложения. Что впрочем не отменяет факта, что такой проект состоялся именно в Америке, а всем другим соискателям ничего не мешало сделать то же самое.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии