8 августа
Василий Парфенов
33

Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго

3.2

Русскоязычные критики Илона Маска в частности и всей американской космонавтики в целом часто забывают, что в США у SpaceX есть серьезные конкуренты, которые сильно пострадали от действий этой компании. Под давлением успехов фирмы эксцентричного миллиардера они вынуждены выкручиваться, как могут. В такой обстановке постоянные задержки в разработке преемника Atlas V, использующего российские двигатели РД-180, — ракеты Vulcan Centaur от ULA, — выглядят странно. Поэтому Тори Бруно решил попробовать их объяснить.

Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Еще не квалифицированный для полетов двигатель BE-4 на фабрике ULA в городе Декейтер, штат Алабама. Два экземпляра этих агрегатов поступили от Blue Origin в июле и использовались для примерки на первый летный Vulcan Centaur, который должен стартовать в первом квартале 2022 года / ©ULA, Twitter

Глава United Launch Alliance (ULA), совместного предприятия Lockheed Martin Space и Boeing Defense, Space & Security, Тори Бруно в четверг, 5 августа, пообщался с журналистами. Как пишет портал SpaceNews, он рассказал, чем обусловлена задержка серийного выпуска двигателей BE-4. Их разработкой и производством занимается небезызвестная компания Blue Origin при непосредственном участии ULA. Изначально обе организации намеревались показать готовую к полетам версию этого агрегата в 2017 году.

Но время шло и ожидаемые сроки остались позади. Поскольку Blue Origin не особо любит делиться подробностями о своей деятельности, информации о причинах задержек мало. Известно, что в начале 2017 года только стартовали испытания BE-4 в сборе, причем уже в мае один из тестов выявил аномалию и двигатель частично разрушился. Ранее в 2015 году во время тестирования отдельных агрегатов также произошел взрыв. В общем, создание метаново-кислородного двигателя закрытого цикла точно не было гладким.

Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Прототип первой ступени Vulcan Centaur, используемый в качестве примерочного на всех этапах производства и подготовки к пуску / ©ULA

По словам Бруно, сейчас ULA и Blue Origin наращивают темпы работ по проекту. Производство предсерийных экземпляров BE-4 идет одновременно с предквалификационным и квалификационным тестированием. Эти процедуры необходимы для допуска агрегата определенной конструкции к полету и обычно проводятся до старта массового выпуска. Но сроки поджимают, да и ранее проведенные циклы испытаний вселяют в инженеров уверенность, что серьезных неприятных сюрпризов от двигателей уже можно не ждать.

Тем не менее, и это Тори отметил отдельно, без доскональной проверки и полной квалификации BE-4, ни один из них никуда не полетит. Оба цикла процессов — изготовление и тестирование, — просто идут параллельно и устроены так, чтобы на каждом из них имелась возможность внести изменения, если будут выявлены какие-то недочеты. «Не буду пытаться обманывать вас, двигатели серьезно опаздывают», — честно сказал Бруно журналистам. И рассказал, почему так вышло: виной всему как раз программа тестирования.

Глава ULA признался, что представляемая им компания и Blue Origin планировали распоряжаться гораздо большим количеством испытательного оборудования и комплексов. Как получилось, что в итоге их оказалось меньше, он не сообщил. Но поделился, что возникшие сложности при разработке превзошли все ожидания инженеров обеих фирм. Соответственно, наладка производства тоже затянулась и была гораздо труднее, чем изначально предполагалось. Тем не менее, первые два BE-4, квалифицированные для полетов, Бруно надеется получить уже до конца года.

Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Компоновка ракеты Vulcan Centaur (схема) в конфигурации с шестью твердотопливными ускорителями и облегченным разгонным блоком (с одним двигателем) под длинным обтекателем / ©ULA

Двигатель, который спасет американскую космонавтику…

От BE-4, как бы это странно ни звучало, во многом зависит финансовое благосостояние сразу трех компаний — Blue Origin, Lockheed Martin и Boeing. Нет, если двигатель окажется провальным, они не разорятся. Но когда на кону миллиард долларов, потерять его всегда неприятно. А именно столько за успешную разработку ракеты Vulcan Centaur им перечислят Космические силы США. Часть этих денег уже выплачена, но малая. Полную сумму контракта подрядчики получат только если смогут осуществить запуск уже заказанной военными полезной нагрузки до конца 2022 года. А перед этим, чтобы выполнить условия квалификации, нужно выполнить еще два успешных коммерческих старта.

Вдобавок к деньгам, с BE-4 связан еще и вопрос престижа американской космонавтики в целом. А точнее, «старичков» отрасли — неужели такие аксакалы, как Boeing и Lockheed Martin не смогут найти в срок сравнительно дешевый и достаточно эффективный двигатель для своей ракеты? Дополнительной иронии ситуации придает тот факт, что на заре разработки Vulcan Centaur была сделана ставка на «частника» Blue Origin, а опытную Aerojet Rocketdyne с ее AR1 «задвинули под ковер».

Причем создав предшественника Vulcan Centaur — невероятно надежный Atlas V, — Lockheed Martin сами себе наступили на хвост. В конце 1990-х, когда встал вопрос о разработке относительно недорогой ракеты по контракту ВВС США Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), идея использовать доступные и привлекательные по характеристикам российские двигатели РД-180 выглядела неплохой. Тем более, что разработка подходящих агрегатов своими силами или с помощью партнеров оборачивалась финансовым кошмаром.

Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Atlas V в минимальной конфигурации 401 (обтекатель диаметром 4 метра, без твердотопливных «боковушек» и с второй ступенью Centaur, у которой один двигатель) на стартовом столе. Стоимость ее запуска варьируется от 110 до 153 миллионов долларов без учета дополнительных условий заказчика. На первой ступени установлен один двигатель РД-180 с двумя камерами сгорания. Эксплуатация этих ракет после 2022 года под вопросом, поскольку Конгресс США запретил запуски военных полезных нагрузок на ракетах с российскими двигателями после этой даты. А коммерческая привлекательность миссий на Atlas V значительно померкла после появления Falcon 9 / ©NASA, Daniel Casper

Однако это лишь еще сильнее отбросило американскую космонавтику назад в деле создания кислородно-керосиновых ракетных двигателей высокой мощности. А с ними у предприятий в США со времен Фон Брауна вообще все как-то непросто было в силу особенностей конструкторской школы.

Чисто технически BE-4 — интересный агрегат. Он использует метан (сжиженный природный газ) в качестве горючего и жидкий кислород в качестве окислителя. Конструкционно двигатель способен к многократному запуску, но на Vulcan Centaur установят его более простую версию. Наконец, по мощности он сравним с детищем SpaceX — двигатель Raptor. Хотя и использует более простой цикл работы, то есть, теоретически, может быть дешевле.

Сама же ракета Vulcan Centaur представляет собой уже привычный для американской аэрокосмической отрасли гибрид из проверенных и новых решений. Вторая ступень (по российской классификации — разгонный блок) там ровно та же, что и на Atlas V: «старичок» Centaur. Ему только двигатели слегка обновили, да немного увеличили объем топлива. Зато первая ступень совершенно новая, он крупнее, чем у «Атласа», имеет диаметр аналогичный модулям Delta IV (4,5 метра) и несет на себе два BE-4. При необходимости дополнительно к ней можно прикрепить до шести твердотопливных ускорителей. Максимальная конфигурация позволяет забросить на низкую околоземную орбиту (НОО, 200 километров) 27,2 тонны, а самая легкая — 10,6 тонны.

…либо опоздал на годы

Пока Тори Бруно пытался сохранить лицо перед журналистами, команда Илона Маска уже вовсю монтировала прототип исполинского бустера Super Heavy на стартовый стол. Сейчас к нему еще и орбитальный прототип корабля Starship примерили, а в ближайшие недели будет первый запуск. Напомним, во всей связке сверхтяжелой космической системы SpaceX далеко не два мощнейших метановых ракетных двигателя, а тридцать два (возможно, перед полетом на корабль добавят еще один). И производственный комплекс компании выпускает по одному Raptor в два дня.

Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Ракета-носитель тяжелого класса New Glenn в представлении художника. На ее первой ступени (многоразовой) будет установлено семь BE-4. Изначально планировалось, что первый ее запуск на орбиту должен состояться в 2020-21 годах, но сейчас никакие, даже примерные, сроки уже не называются / ©Blue Origin

Цикл разработки ULA и Blue Origin не вызывает вопросов, если смотреть на него с точки зрения «классической» космонавтики. Профессионалы (а в этом никто и не сомневается) работают не покладая рук в кредо, заданном еще 70 лет назад. Они делают технически интересные и соответствующие техническому заданию вещи. Но в XXI веке обстановка несколько изменилась — сейчас ракеты тяжелого класса (более 20 тонн на НОО) проектируются многоразовыми и с ценой запуска порядка 70 миллионов долларов без дополнительных условий. А Vulcan Centaur будет одноразовым и минимальная заявленная цена его старта обозначена в 99 миллионов долларов.

Будущее этой ракеты на современном рынке пусковых услуг — под большим вопросом. И дело тут не только в SpaceX с ее Falcon 9. На все возможные заказы компании Илона Маска просто не хватит, да и военным нужны альтернативы. Но только в США уже существует несколько частных компаний, которые идут ровно тем же путем, что и SpaceX: делают легкие ракеты, а затем на их основе разрабатывают многоразовые средние и тяжелые.

После начала эксплуатации Vulcan Centaur ULA придется перестроиться на новые рельсы и благодаря своему опыту сделать что-то похожее на Falcon 9. Иначе есть все шансы, что совместное предприятие Boeing и Locheed Martin станет историей. А многострадальную ракету и вовсе забудут после пяти-шести уже законтрактованных запусков. Ну а про Blue Origin с ее New Glenn, для которого, в первую очередь, и предназначается BE-4, пока даже говорить рано. Когда еще этот сверхтяж взлетит — вообще непонятно.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 12:24
Ольга Иванова

Шведские психологи показали: те, кто доверяет астрологии, как правило, обладают более низким уровнем интеллекта и большей самовлюбленностью по сравнению с теми, кто в нее не верит.

Позавчера, 05:30
Мария Азарова

Ученые из США представили альтернативный молекулярный механизм образования меланоцитарного невуса, который согласуется как с экспериментальными, так и с клиническими наблюдениями.

Позавчера, 15:17
Василий Парфенов

Польские ученые-полярники засняли редкое событие — охоту полярного медведя не на морскую добычу, а наземную. Правда, молниеносная атака все равно произошла в воде. Подобное поведение северного хищника впервые удалось запечатлеть на видео.

25 ноября
НИУ ВШЭ

Мобильные ученые публикуются в индексируемых журналах в два раза чаще. К такому выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ.

25 ноября
Илья Ведмеденко

Российские инженеры спроектировали самолет для межконтинентальных полетов в стратосфере. Его можно назвать условным аналогом британского Skylon.

24 ноября
Ольга Иванова

Исследование международного коллектива специалистов пролило свет на внезапное похолодание, произошедшее 34 миллиона лет назад и способствовавшее образованию антарктических ледяных щитов.

12 ноября
Мария Азарова

Кошки оказывались сбиты с толку, когда их человек, как им казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место. Однако они не реагировали таким же образом на чужих людей или других животных.

2 ноября
Мария Азарова

Авторы новой работы на примере Шотландии определили характеристики людей, умерших от Covid-19, хотя они были привиты, а также выявили основные предикторы смертности.

18 ноября
Ольга Иванова

Группа исследователей из Китая и США выявила дополнительный фактор, который мог способствовать самому крупному вымиранию на планете.

[miniorange_social_login]

Комментарии

33 Комментариев

DeviantArt ... "Под давлением успехов фирмы ЭКСЦЕНТРИЧНОГО (выделено мной) миллиардера... Ребята, если вы претендуете на роль уважаемого научного издания, демонстрируйте уважение к другим! С каких пор Маск стал эксцентричным миллиардером? В первую, вторую и третью очередь это пахарь!!! По 20 часов в сутки он годами поднимал две отрасли автомобилестроение и космос. В четвёртый он талантливый организатор, менеджер, главный инженер, учёный... И только потом и как следствие - миллиардер. А эксцентричный - это Рогозин... Ну и вы, конечно.
    08.08.2021
    -
    0
    +
    С какого-такого перепою эксцентричность стала чем-то плохим?
    эксцентричный - это Рогозин
    Этот не эксцентричный, а <zensur!>.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Можно и цензурно Д. Рогозина назвать -- эгоцентричный и эгоистичный... Но главное, нравится он #Главномуунасповсему.
    А чем не устраивает "эксцентричный"? С каких пор в русском языке это слово имеет негативную коннотацию?
    +
      ещё комментарии
      08.08.2021
      -
      -1
      +
      С ним случилось примерно то же что и с радугой или оттенком синего цвета. Поэтому все чаще под словом "эксцентричный" понимается тип вроде Бори Моисеева или Верки Сердючки, а не Сальвадора Дали или Оскара Уальда, которые тоже немало чудили в свое время. http://www.kem.by/psihology/o-teh-kto-vyhodit-za-ramki-obychnogo/
        но пока что этот процесс не настолько далеко зашел и первоначальное значение никуда не делось так что каждый понимает в меру скудости своей эрудиции)
          09.08.2021
          -
          0
          +
          Я сказал бы даже «каждый понимает в меру своей распущенности». «радуга» «оттенки синего цвета» Понимать это как-то по другому, чем эти понятия подразумевают - это клиника.
    09.08.2021
    -
    0
    +
    Да, Маск это живая иллюстрация к той огромной мотивации которую создаёт капитализм как общественная система, ставящая во главу угла предпринимателя...
    +
      ещё комментарии
      09.08.2021
      -
      -1
      +
      живая иллюстрация к той огромной мотивации
      Ага. Такая что вызывает некоторые подозрения. Уж не слишком ли плакатный получается образ и не пиар ли это кампания американского образа жизни и т.д. Чему способствуют слухи о господдержке (не только финансовой) его проектов и льготном режиме налогообложения. Что впрочем не отменяет факта, что такой проект состоялся именно в Америке, а всем другим соискателям ничего не мешало сделать то же самое.https://3dnews.ru/917418https://3dnews.ru/917446
        10.08.2021
        -
        0
        +
        Да кому там вообще такая вот пропаганда нужна, что за нелепое предположение? Вообще враньё это худший вид пропаганды. Америке врать не пристало, это не построенный на тоталитарной идеологии совок, который врал от первого дня своего основания до последнего, весь был построен на лжи и от неё же по сути и погиб. А некоторые дотации там были, что не есть тайна, а хорошо известный факт, и это совершенно обоснованно когда речь заходит о новом, высокорисковом, высокотехнологичном и социально значимом бизнесе. Но эта поддержка носит сугубо временный характер и сейчас уже по сути ликвидирована, да и предоставляется она не исключительно Тесле и SpaceX, а любой компании начавшей подобный бизнес. А Тесла по результатам 2 кв. 2021 получила прибыль более $1 млрд и уже в поддержке не нуждается. А так она уже 2 года как прибыльна. Сейчас, например, американское государство выделило $50 млрд на поддержку национальной электроники, уровнем развития которой недовольно. Вообще в любом технопарке представлены компании занимающиеся венчурным бизнесом и имеющим на определённое время щадящий режим налогообложения и другие временные преференции...
          10.08.2021
          -
          -1
          +
          Ну сейчас то ты чего хочешь? Социализм у на кончился 30 лет назад. Иди китайцам мозги полоскай про преимущества капитализма.
            10.08.2021
            -
            0
            +
            Китайцы засучив рукава строят капитализм, даром что это там делает партия называющая себя коммунистической, там сейчас 80% ВВП в промышленности уже производится на частных предприятиях, на очереди введение оборота земли. Там полно просто миллиардеров и мультимиллиардеров. Так что рыночная экономика никакой альтернативы не имеет. Другое дело что во многих странах её по сути нет, например в России, где процветает госкапитализм + олигархизм, которые творчески взаимодополняют друг друга препятствуя развитию страны...
              10.08.2021
              -
              0
              +
              Когда такие вещи пишет американец, его еще можно понять - у Америки и правда есть чему поучиться. Но когда украинец начинает объяснять россиянам как надо строить капитализм, делать ракеты, атомные станции и выращивать илонмасков это просто дешевая клоунада. Научитесь сначала сами.
                10.08.2021
                -
                0
                +
                Я здесь пишу свои собственные суждения, а не как представитель какой-то там нации, и у меня нет никаких поучений для России. В Украине, кстати, тоже самое по сути происходит, только в стране нет ни нефти, ни газа в нужном количестве, да и вообще мозгов поменьше. А так мне по барабану, что хотите то и творите, результат будет по делам, в Украине аналогично. Но сам капитализм, как таковой, никакой альтернативы не имеет, в современном его варианте добавилась только социальность и высокая производительность труда обусловленная техническим прогрессом. Осталось добавить ещё экологичности и дополнительно нарастить опять таки производительность труда...
                10.08.2021
                -
                0
                +
                Капитан Очевидность вам случайно не родственник?
Неплохой обзор, Василий. SpaceNrws часто иноформативно пишет, с деталями. В любой новой волне, однако, есть лидеры и вторые номера. Лидерство Маска очевидно. Но и Безос делает дело, и займет какую-то часть рынка - просто из-за того, что на одного монополиста ставить нельзя. Вполне вероятно, его двигатели будет летать достаточно для окупаемости и прибыли. При этом, конечно, Маск может показать большой отрыв, и чем он чреват, сейчас непонятно - чем угодно, любым перекраиванием текущего расклада.
    Спасибо, лестно от профессионала такое читать) Вообще, я не сомневаюсь, что хоть какое-то будущее и у Безоса и у Юлы будет. Мне просто по-человечески обидно, что компании с настолько огромным потенциалом берут и просирают его вникуда просто из-за того, что ну не могут адаптироваться к новым условиям.
    08.08.2021
    -
    0
    +
    да какая разница, Безос, Маск, не успеют - попросят Маска лицензировать свои Рапторы, за сумму малую, никуда не денется.
-
-2
+
Если даже США испытывают трудностях в серьезных проектах,то что можно говорить о России? А что происходит в Украинском оборонном секторе экономики,мы проинформированы частично..Как при постоянных разнообразных атаках России на Украину навести необходимый порядок при возникающих даже не по вине России препятствий сложно даже великим экономика,что уж говорить об Украине,где часто свой собственный хвост мешает набрать скорость,обороты?! .нужна политическая стабильность,в которой необходима победа проукраинских сил,часто просто как бы не имеющих отношений к созданию негораздов в стране;ну,скажем,как вредное влияние УПЦ МП...!Этот пример неслучаен,потому что ему подобных внутри Украины просто предельная масса.., и что уж говорить о более отвратительных ситуациях внутриполитических и экономических отношений,где все факторы являются частицей организма Державы.
    08.08.2021
    -
    1
    +
    Вы неправильно ставите акценты. Нет такого понятия "США испытывают трудности". Трудности испытывают отдельные компании, в то время, как другая компания агрессивно захватывает рынок пусков. В том и дело, что у нас только Роскосмос, а у них несколько игроков на их же рынке.
    +
      ещё комментарии
      Справедливости ради, в США до совсем недавнего времени ситуация слабо отличалась от российской/советской. Просто у нас это все почти под одной крышей собрано (щас роскосмос, раньше не помню, как называлось), а в Америке это была целая индустрия из компаний, туго завязанных на госконтракты ВВС и NASA. Вот только на рубеже веков подул немного другой ветер и обстановочка начала резко меняться (еще до появления SpaceX даже). Но старички отрасли никак не могут перестроиться на новые рельсы. И рискуют сильно обжечься. Потому что сейчас альтернатив всяким боенхам и локхидам растет просто астрономическое количество. И что самое смешное, они начинают перетягивать не только перспективы на себя, но и кадры. А это прям удар ниже пояса
      08.08.2021
      -
      0
      +
      Без учета феноменального Маска и с поправкой на значительно меньшее финансирование, получилось бы то же самое что и в Роскосмосе. Хотя конечно во всем виноват Рогозин )) Это ведь он развалил СССР (поставщики, производства, космодром, ку-ку) и на 10 лет оставил отрасль вообще без денег.
        09.08.2021
        -
        -1
        +
        « Без учета феноменального Маска и с поправкой на значительно меньшее финансирование, получилось бы то же самое что и в Роскосмосе» 😂😂 « Хотя конечно во всем виноват Рогозин» « «Я сделаю все возможное и необходимое, чтобы оправдать ваше доверие», — ответил Рогозин на встрече с главой государства. « Ты работаешь - я тебя прикрываю» - “Putin’s people” Зачем Рогозину космос? Он просто хотел оправдать доверие. И в этом у него всё получилось.
      Время покажет. США тоже кричали наш спейс х будет дешевым, а по факту цену подняли, позже выясница что он вобще дорогой и дешевле Роскосмоса никто не может
    08.08.2021
    -
    3
    +
    При чём тут Украина? Здесь научно-популярный сайт. Как приспичило потеребонькать про Украину, так брысь отсюда на соответствующую тусовку — рукспёрд там или ещё куда, да хоть в жежешку нв худой конец. Нам тут своих Украиной обиженных девать некуда.
    +
      ещё комментарии
    -
    0
    +
    Какие трудности испытывает Россия, все идёт по плану, "чуть больше чуть меньше" экономический спад уйдет и все станет на свои места, а в создание двигателя на метане у России нет трудности таких как у этих трёх компаний.
    +
      ещё комментарии
      08.08.2021
      -
      0
      +
      а в создание двигателя на метане у России нет трудности
      У Безоса есть прототип BE-4 хоть и не вполне рабочий, а масковские Рапторы уверенно летают правда пока на небольших высотах. У России нет пока даже прототипов все только на уровне проектов и обещаний.
      09.08.2021
      -
      0
      +
      Какие трудности у России с её метановым РД-0169? Да как вам сказать, этот двигатель разрабатывают с 1997 года, а первые лётные испытания намечены только на 2025 год, а в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо...
    08.08.2021
    -
    3
    +
    вы наверное эпический... Всегда было так - нет экономики, нет рынков сбыта - нет опк. Учите материальную часть прежде чем фантазии свои излагать.
    -
    0
    +
    Эта писанина от "курбского" - винигрет с заданым уклоном. Позорище и стыдище.

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Сп