25.12.2021
11 521

С космодрома Куру запустили телескоп James Webb

6.9

Состоялся долгожданный запуск орбитальной инфракрасной обсерватории James Webb Space Telescope. Ее рассматривают как замену для телескопа Hubble, выведенного на орбиту в 1990 году.

James Webb / ©NASA

После многочисленных технических проблем и «бесконечной» череды переносов ракета-носитель Ariane 5 запустила новый орбитальный телескоп James Webb. Этого события ждал весь мир. Предполагают, что новая обсерватория станет достойным преемником знаменитого Hubble и позволит ответить на фундаментальные вопросы мироздания.

Старт провели из Гвианского космического центра — с космодрома, расположенного во французском департаменте Гвиана в северо-восточной части Южной Америки на побережье Атлантического океана. Запустить телескоп хотели вчера, однако на пути этих планов стала непогода.

James Webb Space Telescope / ©NASA

Идея строительства нового мощного космического телескопа возникла в 1996 году. Самой ранней из предполагаемых дат пуска стал 2007-й, однако еще в 90-х стало понятно, что сроки, скорее всего, соблюсти не получится. Среди причин переносов были техническая сложность, дороговизна, а затем и пандемия коронавируса. Конкретно в этом году запуск James Webb переносили несколько раз.

Программа стала результатом сотрудничества множества стран. Главенствующую роль в ней занимает NASA. Ориентировочная цена James Webb — примерно десять миллиардов долларов, что вдвое превышает бюджет сооружения Большого адронного коллайдера и делает телескоп одной из самых дорогих космических программ в истории Земли.

С момента запуска Hubble в 1990 году технологии шагнули далеко вперед, поэтому неудивительно, что с новым телескопом связывают огромные надежды. Диаметр главного зеркала James Webb составляет 6,6 метра против 2,4 метра у Hubble, но это лишь часть различий между телескопами.

Зеркало Hubble (слева) и James Webb (справа) в одном масштабе / ©esa

К числу основных задач James Webb относят обнаружение света первых звезд и галактик, сформированных после так называемого Большого взрыва. Чувствительное оборудование позволит ему изучать относительно холодные экзопланеты, а также ответить на ряд вопросов, связанных с нашей системой. Продолжительность миссии James Webb оценивают примерно в десять лет: более точно ответить на этот вопрос сейчас никто не возьмется.

Напомним, недавно Hubble вернули к полноценной работе после проблем с оборудованием и перевода в безопасный режим. Согласно планам, он должен сойти с орбиты после 2030-го.

Отметим также, что на вторую половину десятилетия намечен запуск широкодиапазонной инфракрасной обсерватории Nancy Grace Roman Space Telescope. Ее рассматривают как идеологического наследника сразу трех миссий — Hubble, WISE и James Webb. В прошлом году специалисты NASA создали главное зеркало нового телескопа.