Европейское космическое агентство озвучило новую дату запуска телескопа James Webb — Naked Science
8 сентября

3.9

Запустить космический телескоп James Webb хотят 18 декабря. До этого старт неоднократно переносили — в том числе из-за пандемии коронавируса.

James Webb / ©NASA

James Webb запустят 18 декабря. Об этом сообщили в Европейском космическом агентстве. Старт выполнят при помощи одноразовой ракеты тяжелого класса Ariane 5. Место запуска — космодром Куру в Гвиане.

Космический телескоп James Webb представляет собой орбитальную инфракрасную обсерваторию, которую в «идейном» смысле видят преемником Hubble, запущенного в 1990 году. Новая обсерватория имеет несравнимо большие возможности.

©esa

Перед программой стоит несколько ключевых задач. При помощи James Webb ученые исследуют образование и развитие первых звезд, планетных систем и галактик, что позволит приблизиться к пониманию происхождения жизни. Еще одно важное направление связано с изучением экзопланет, а также их спутников.

Сам проект можно без преувеличения назвать долгостроем. Идею создать новый мощный космический телескоп озвучили во второй половине 90-х, когда американские астрономы выпустили доклад HST and Beyond. До 2002–го аппарат носил имя Next Generation Space Telescope, или NGST. Изначально запустить его хотели в 2007 году, однако затем последовали многочисленные переносы.

Зеркало Hubble (слева) и James Webb (справа) в одном масштабе / ©esa

Первый сегмент зеркала инженеры установили на James Webb в конце 2015 года. Полностью главное составное зеркало собрали в феврале 2016-го. После устранения череды проблем, связанных в том числе с пандемией, запуск назначили на октябрь этого года. Однако в июне стало известно, что старт опять придется перенести, так как понадобилось провести проверку системы разделения головного обтекателя Ariane 5.

Ранее, напомним, стало известно об обнаружении на расстоянии около 500 миллионов световых лет вспышки сверхновой, которую вызвало слияние мертвой звезды с массивной соседкой. По оценкам, первая звезда сбросила более одной солнечной массы, затем это облако «нагнала» волна взрыва сверхновой, создав излучение в оптическом и радиодиапазоне.

Кроме того, внимание астрономов недавно привлек загадочный источник радиоволн, находящийся возле центра Галактики. Исследования показали, что объект ASKAP J173608.2-321635 непредсказуемо вспыхивает и гаснет в радиодиапазоне — и, в отличие от всех известных источников, не излучает никаких других волн.

24 сентября