12.12.2018
Редакция Naked Science

Российские космонавты исследовали отверстие в «Союзе-09»

Сергей Прокопьев и Олег Кононенко провели в открытом космосе семь часов 45 минут, изучая обшивку корабля «Союз МС-09», чтобы выяснить, как появилось загадочное отверстие в корпусе.

42f9e7b4-754d-4964-b2ab-eb8b7e18c2e8

Изначально планировалось, что Прокопьев и Кононенко проведут в открытом космосе шесть с половиной часов, однако им понадобился еще час. За это время космонавты изучили место повреждения «Союза», вскрыли экранно-вакуумную теплоизоляцию (ЭВТИ) корабля, чтобы собрать образцы с внешней поверхности обшивки, и сфотографировали само отверстие. Также россияне взяли мазки из него и образцы вещества, которым его загерметизировали. Эти данные отправят на Землю 20 декабря вместе с самим «Союзом», где их изучением займутся специалисты.

ЭВТИ было прорезано ножом, а с помощью специальных ножниц россиянам удалось получить два образца микрометеоридной защитной панели, которые исследуют на предмет следов сверла: предположительно, именно им проделали отверстие в корпусе корабля. Трудностей добавлял тот факт, что при постройке «Союза МС-09» не были предусмотрены поручни и оборудование для крепления и передвижения космонавтов, что осложняло работу россиян. По этой причине Кононенко был вынужден добираться до нужного места у борта корабля по стреле манипулятора, которой управлял его напарник.

Изначально среди задач космонавтов была установка заплатки ЭВТИ на пробоину, однако в Центре управления полетами (ЦУП) в последний момент отменили эту команду. Также россияне не успели выполнить дополнительную задачу: предполагалось, что, если будет время, они заберут два устройства с образцами микроорганизмов эксперимента «Тест» и демонтируют с поверхности корабля панель с образцами эксперимента «Выносливость», в ходе которого изучается влияние факторов космического пространства на различные характеристики материалов.

© «Роскосмос»

По возвращении на борт Международной космической станции Прокопьева и Кононенко поздравил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Он отметил успешные действия космонавтов в беспрецедентной по сложности и риску операции и поблагодарил всех специалистов, руководивших этим процессом с Земли.

Тридцатого августа, в 02:00 по московскому времени была зафиксирована утечка воздуха на борту МКС, которая, хоть и не угрожала жизни космонавтов, заставила изрядно понервничать специалистов. Выяснилось, что причиной утечки стало двухмиллиметровое отверстие в российском сегменте МКС, в верхней части космического аппарата «Союз МС-09», который прикреплен к модулю «Рассвет». В тот же день трещина была заделана специальным герметиком.

О причинах появления загадочного отверстия в обшивке высказывались разные версии, среди которых — производственный брак, допущенный еще на Земле. Другие источники заявляли о том, что это дело рук одного из космонавтов на борту МКС. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что результаты расследования станут известны после детального изучения полученных образцов и будут озвучены не раньше 20 декабря.

Ученые факультета физической культуры Томского государственного университета в рамках гранта, поддержанного РНФ, исследуют особенности механизма усвоения глюкозы при сахарном диабете второго типа. Для этого был организован масштабный четырехмесячный эксперимент на 240 мышах, подобного которому в мире еще никто не проводил. Животные с искусственно сформированным диабетом подвергались физической нагрузке. Установлено, что вечерние тренировки лучше снижали уровень глюкозы мышей, а утренние – приводили к снижению веса. Предположительно, фактором, стимулирующим утилизацию глюкозы, выступил стресс. Ученые намерены проверить эту гипотезу.