24.09.2020
45 249

«Роскосмос» рассекретил документы о полете советского космического аппарата на Луну

3.8

Российское космическое ведомство опубликовало серию документов о миссии советской межпланетной станции «Луна-16», ставшей важной частью так называемой лунной гонки.

Луна-16
Луна-16 / ©roscosmos

50 лет назад, 24 сентября 1970 года, впервые в истории автоматический космический аппарат доставил на Землю образцы лунного грунта. Миссию выполнила советская межпланетная станция «Луна-16».

Аппарат массой 5600 килограммов запустили с космодрома Байконур 12 сентября 1970-го: для этого использовали ракету-носитель «Протон-К». Станция вышла на орбиту вокруг Луны 17 сентября, а 20-го числа «Луна-16» выполнила мягкую посадку на спутник нашей планеты. В рамках миссии было установлено несколько рекордов, в том числе мировой рекорд максимальной массы, доставленной на поверхность Луны в классе «С».

Обнародованные сейчас документы рассказывают о подготовке к запуску «Луны-16», технических особенностях космического аппарата, ходе миссии и множестве других аспектов, которые будут интересны всем, кому небезразлична космическая тематика.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №841-303 / ©roscosmos

Так, читатели могут ознакомиться с архивными документами, в частности техническим отчетом «Основные положения по объекту Е-8» (обозначение космического аппарата для полета к Луне). Несомненно, большую ценность представляют фото и видеоматериалы.

Станции «Луна-15» и «Луна-16» (объект Е8-5) в собранном состоянии / ©roscosmos

В числе прочего можно увидеть возвратную ракету объекта Е8-5 перед установкой на посадочную платформу, а также установку экранно-вакуумной теплоизоляции на возвратную ракету.

Возвратная ракета объекта Е8-5 перед установкой на посадочную платформу / ©roscosmos

На одной из фотографий показана приемная камера для грунта Л-16, на другой — капсула с грунтоносом.

Приемная камера для грунта Л-16, приспособленная для работы с грунтом в атмосфере гелия / ©roscosmos

Помимо снимков, среди представленных документов есть множество иллюстраций: в частности, желающие могут ознакомиться со схемой перелета посадочных аппаратов типа Е-8 и Е8-5 в рамках маршрута «околоземная орбита — окололунная орбита — поверхность Луны».

Схема перелета посадочных аппаратов типа Е-8 и Е8-5 по маршруту «околоземная орбита — окололунная орбита — поверхность Луны» / ©roscosmos

На другой иллюстрации показана компоновка спасаемого аппарата возвратной ракеты станции Е8-5. Также присутствуют схемы грунтозаборного устройства, размещение датчиков космического аппарата, схемы его полета и посадки и другая важная информация о миссии.

Компоновка спасаемого аппарата возвратной ракеты станции Е8-5 / ©roscosmos

Ранее, напомним, российское космическое ведомство рассекретило документы, посвященные первому выходу человека в открытый космос: миссию осуществил космонавт Алексей Леонов. А до этого «Роскосмос» обнародовал уникальные данные о полете Юрия Гагарина. Среди них — служебная характеристика космонавта и реакция на успех Советского Союза мировых СМИ.