• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
08.09.2023
Василий Парфенов
59
23 187

Марсоход доказал, что может обеспечить собаку кислородом на 10 часов

4.1

Один из инструментов ровера Perseverance — эксперимент MOXIE — успешно завершил свою научную миссию на Марсе. Это демонстратор технологии выработки кислорода из местной атмосферы, которая состоит преимущественно из углекислого газа. Прибор благополучно превысил минимальный порог производительности почти вдвое, показав, что у будущих марсианских колонистов есть надежный способ получения воздуха для дыхания.

Успех MOXIE на Perseverance
Фрагмент селфи Perseverance в местечке Three Forks, где ровер оставил несколько трубок с образцами для дальнейшей отправки на Землю. Панорама составлена из десятков отдельных снимков, сделанных камерой WATSON на манипуляторе марсохода. Съемка велась на 684-й сол (марсианский день) миссии — 22 января 2023 года / ©NASA, JPL-Caltech, MSSS / Автор: Ольга Кузьмина

Работающий не покладая манипулятора уже два с половиной года марсоход Perseverance несет на борту не только инструменты для поиска следов внеземной жизни. Одна из четырех его главных задач — проверить ключевую технологию, необходимую для колонизации Марса.

Чтобы не везти весь необходимый для дыхания кислород вместе с собой, перспективные миссии к Красной планете должны иметь возможность вырабатывать его на месте. Для этого ровер оснастили прибором Mars Oxygen In-Situ Resource Utilization Experiment (MOXIE).

В минувшую среду Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) отчиталось об успешном выполнении этой задачи. Устройство MOXIE в 16-й раз включилось 7 августа, выработав 9,8 грамма кислорода. Всего за время, прошедшее с посадки марсохода и начала его полноценного функционирования, прибор произвел 122 грамма кислорода.

Этого достаточно для поддержания жизнедеятельности небольшой собаки на протяжении десяти часов. Взрослому человеку в состоянии покоя такого количества кислорода хватит примерно на три с половиной часа.

Минимальный порог, который команда эксперимента обозначила в качестве успеха MOXIE, — шесть граммов кислорода в час. Его удалось превзойти вдвое, достигнув максимально возможной производительности прибора. Теоретически возможна еще большая эффективность, но ее продемонстрировать не позволяет уже энергосистема марсохода. В пике MOXIE потребляет 300 ватт электроэнергии, которые ровер вынужден предварительно запасать в аккумуляторе, так как электрическая мощность радиоизотопного генератора Perseverance составляла 110 ватт на момент запуска и с тех пор только уменьшается.

Для выработки кислорода в MOXIE используется процесс высокотемпературного электролиза. Забортный воздух, состоящий на 95 процентов из углекислого газа (остальное — азот и аргон), проходит через фильтр для очистки от пыли. Далее с помощью спирального компрессора его давление повышается до земного.

На следующем этапе газы нагреваются примерно до 800 градусов и поступают в электролизные ячейки. Там в результате термического разложения и электрокатализа молекулы углекислого газа теряют по одному атому кислорода — превращаются в молекулы угарного газа.

Успех MOXIE на Perseverance
Установка разработанного Массачусетским технологическим институтом прибора MOXIE в марсоход Perseverance, март 2019 года / ©NASA, JPL-Caltech

Освободившиеся ионы кислорода, получив электроны с катода, взаимодействуют с керамическими пластинами из стабилизированных скандием оксидов циркония и иттрия. Этот тип керамики обладает свойством проводить ионы кислорода. Они, в свою очередь, перемещаются сквозь пластины на анод, где соединяются в молекулярный кислород. Получившийся газ проверяется на чистоту (нужно не менее 98 процентов), после чего вместе с остатками CO2 и CO выбрасывается обратно в атмосферу.

Успех MOXIE по праву можно считать важнейшей вехой в развитии технологий освоения других небесных тел. Это первый в истории эксперимент по выработке необходимых для жизнедеятельности человека ресурсов на другой планете. Кислород потребуется будущим колонистам не только для дыхания. Это также окислитель для ракет на обратную дорогу домой.

Результаты работы MOXIE позволят повысить эффективность используемого технологического процесса и разработать полноразмерную систему обеспечения. По плану следующая установка уже должна производить не менее двух килограммов кислорода в час, потребляя 25-30 киловатт электроэнергии. После выработки кислород, естественно, будет не выбрасываться обратно в атмосферу, а храниться в жидком виде.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
21 ноября
Наталия Лескова

Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.

21 ноября
Evgenia

Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.

Сегодня, 10:03
Юлия Трепалина

Постановка верного диагноза порой напоминает детективное расследование. Чтобы найти «преступника» — причину болезни, врачам нередко приходится перебрать множество версий и потенциальных подозреваемых. Об одном таком «деле» недавно рассказали американские медики: им долго не удавалось определить, что вызывало приступы боли в животе у в остальном здоровой 16-летней девушки. В итоге виновником оказалось редкое расстройство под названием синдром Рапунцель.

19 ноября
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

18 ноября
Юлия Трепалина

Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.

19 ноября
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

59 Комментариев
-
0
+
А когда он кончится что будем делать?
Stan _
08.09.2023
-
1
+
Это. Очень. Круто!
Ibod Cufcuf
08.09.2023
-
-3
+
Мутят воду. Проще говоря это устройство выпаривает воду из атмосферы Марса а уже из воды методом электролиза превращается в кислород и водород. Вот почему так много энергии нужно. Так как марс холодный, выпаривателю нужно больше энергии на разогрев и поддержание пара. Ничего нового придумать не смогли.
    При чем тут пар и ваши фантазии про воду. Воды в процессе нет, в тексте всё написано. Только атмосферный углекислый газ и его разложение электрокатализом. А летние температуры днём на Марсе в средних широтах +20°С, в экваториальной области до +27°С. Как летом на Земле в средних широтах.
    +
      ещё комментарии
      Ibod Cufcuf
      08.09.2023
      -
      -2
      +
      Притом что из воды в атмосфере Марса они могут извлечь воду и раложить на кислород. Больше пока науке неизвестно методы. Судя по тому сколько киловатт энергии требуется для этого, воды в атмосфере Марса кот наплакал
        Вы хоть прочтите новость, там технология описана. Никакой воды. Высоким напряжением и каталитическим действием от атмосферных молекул углекислого газа отрывают один атом кислорода. В итоге из двух таких оторванных атомов кислорода получается молекулярный кислород, и как побочный продукт из остатков от углекислого газа - угарный газ. И именно этот метод и работает сейчас на марсоходе. Если вам ничего, кроме разложения воды, не известно, то уж не говорите за всю науку. :)) И ваши фантазии про воду не выдавайте за данные этого материала и не навязывайте другим. Там про воду ничего нет, потому что вода в процессе никак не участвует. Вода в этом процессе - чисто ваши личные фантазии. Ни к селу ни к городу озвученные. И там нет озвученных вами киловатт энергии - "В пике MOXIE потребляет 300 ватт электроэнергии". Киловатты - это тоже ваши фантазии. Вы, типа, читать текст не умеете или не хотите? Тогда и нет смысла комментировать ваши измышления, не имеющие отношения к этому материалу. Без обид! ) 
          Ibod Cufcuf
          08.09.2023
          -
          -1
          +
          Чувак вообще-то там написано 25-30 киловатт для всего лишь 2кг кислорода.2кг кислорода для работающего человека это вообще ниочем. Получается на Марсе должны будут работать механизмы, не люди. Иначе не запасешься кислорода чтобы отдышаться
Zhe Sh
08.09.2023
-
0
+
И почем на выходе будет кило марсианского кислорода?
    Надо считать энергетический баланс. Пока точно рассчитать никто даже не пытается, потому что полноформатная установка в работе. В любом случае, выгоднее, чем одним электролизом воды или везти с Земли
    +
      ещё комментарии
      Zhe Sh
      08.09.2023
      -
      0
      +
      Ну, экономика проекта в любом случае будет аховая. Для научных экспедиций, может, и пойдет, а вот для пресловутых "колонистов"... Нет на Марсе таких плюшек, чтобы оправдать все эти гигантские расходы.
        Нельзя предвидеть будущее во всех его деталях на масштабе десятка — двух десятков лет. Может дело не в собственно плюшках Марса. Колонисты могут просто продавать марсианский самогон, например. Или штемпелевать почтовые конверты с марками. Вы вряд ли охватите все многообразие жизни и вариантов марсианских фишек. Они могут стремительно создаваться и появляться с появлением постоянных обитаемых баз.
          Zhe Sh
          08.09.2023
          -
          0
          +
          Чтобы штемпелевать марки, кислород не нужен. И спиртовое брожение, кстати, тоже анаэробный процесс :) Речь вообще не о нишевых продуктах, а о колонизации. С учётом того, что население Земли, судя по всему, в ближайшие 100 лет начнет сокращаться, безжизненные марсианские просторы нам точно не понадобятся. Либо надо делать Марс более дружелюбным для людей, но до таких технологий ещё очень и очень далеко.
            Но этим могут заниматься колонисты. И на этом неплохо зарабатывать. Нам безжизненные марсианские просторы точно не понадобятся - кому "нам"? Найдутся "не мы", которые полетят жить на Марс просто потому, что это будет им (не "нам") по приколу. И миллион желающих, думаю, под это дело найдётся. Как ни странно. Их выбор, разумеется, осудят как нерациональный, и вообще неправильный со всех "наших" точек зрения. Но им, видимо, будет пофиг на наши оценки. Им важнее будет ихнее чувство прикольности обитания на Марсе. Таково уж человечество и его разные составляющие части. И они пойдут своей дорогой, не взирая на то, что нужно или не нужно "нам". Мне, по крайней мере, как-то так видится. "Я спросил тебя: "Зачем идёте в горы вы?" - А к ты к вершине шла, а ты рвалася в бой..." На кой, объясните, пожалуйста, она шла к вершине, и в какой бой рвалась? Ведь вершина безжизненна, как эти самые марсианские просторы. Там же просто - ничего - нет. В ней практического смысла не больше, чем в футболе, хоккее или теннисе. А однако же...
              Zhe Sh
              08.09.2023
              -
              0
              +
              Вот это, кстати, очень интересная тема) Я ни секунды не сомневаюсь, что на Земле найдется миллион экстремалов, которые с удовольствием отправятся на Марс даже с билетом только в один конец. Но что произойдет, если миллион таких маргинальных личностей собрать в одном месте? Это будет поистине невиданное никогда на Земле сообщество. В земных условиях на одного экстремала приходится тысяча обычных обывателей, которые не прыгают с парашютом, не покоряют Эверест, не плавают в одиночку вокруг света на весельных лодках и не летают на Марс. Но именно они занимаются простой рутинной работой, которая создает основу цивилизации и прогресса. Они создают стабильность. Может ли быть стабильным замкнутое и весьма многочисленное общество, состоящее почти сплошь из экстремалов? На мой взгляд, вероятность этого близка к нулю. И второй момент: у колонистов, вероятно, будут рождаться дети. Которых, в отличие от их родителей, никто никогда не спрашивал, хотят они жить на Марсе или нет. Но жить им там придется. Точнее не жить, а выживать, поскольку ничего другого Марс им предложить не сможет. И, возможно, однажды им придется там умереть, никогда так и не увидев голубого неба, теплого моря, грибного леса и прочих простых земных радостей. Можно ли обрекать этих детей на такую судьбу? Это уже вопрос этический.
                Австралия заселялась как раз каторжным элементом да его охранниками. Пустынный континент, кстати. Ну а детей никто никогда не спрашивает при рождении (в силу очевидной бессмысленности и безответности таких вопрошаний), где они хотят жить и хотят ли выживать - ни в суровых условиях Тибета, ни Гренландии, ни центральной Монголии, ни в бушменской Калахари. Да у тех же арабов не везде сладко. И в Судане мрут как мухи от голода и засух. И не только там. Но жить им всем там приходится. Точнее, не жить, а выживать. Поскольку ничего другого эти местности им предложить не могут. И, возможно, однажды им придётся умереть, никогда так и не увидев теплого моря, грибного леса и многих прочих земных радостей. Можно ли обрекать этих детей, рождающихся там, в этих суровых уголках Земли, на такую судьбу? Никто, впрочем, этим этическим вопросом не задаётся. И дети не убивают родителей за то, что родители дали им жизнь именно в этих суровых условиях.
                -
                0
                +
                И дети не убивают родителей за то
                Ну это как пойдет )) там впрочем только в суд подал https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BC_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
                Да, верно; надо сделать оговорку: "но не в кино! Там могут что угодно".
                Уродов везде хватает.) На такое решение подана апелляция; судебное отправление везде несовершенно, ибо это лишь суд людей.
                Zhe Sh
                08.09.2023
                -
                0
                +
                Ну, если на Марс принудительно отправлять только преступников, то такое сообщество, думаю, социально-статистически будет гораздо ближе к нормальному, чем если там окажутся исключительно маргиналы-экстремалы, выбравшие каторгу добровольно по идейным соображениям. А что касается Судана и прочих ужасов, так любая Сахара и даже Антарктида по сравнению с Марсом - рай: там хотя бы воздух есть, да и магнитное поле худо-бедно защищает. Ну, и перебраться в более благополучные края оттуда все-таки на несколько порядков проще, чем с Марса.
                Перебирать аспекты можно бесконечно, выбирая менее или более удачные ассоциации. Думаю, однако, желающих колонизировать Марс наберётся много. И не чувствую, чтобы это стало чем-то катастрофическим. Возможно, и наверняка, в силу моего несовершенства. Но я бы, по крайней мере, не использовал категорические, абсолютные обороты типа "в любом случае", "нет на Марсе"... Откуда можно точно знать про весь триллион случаев, и про полное отсутствие плюшек на Марсе. Уж сказать хотя бы, что они сейчас пока не известны - это было бы как-то корректнее. Ну, чисто на мой взгляд, разумеется. "Я вам не скажу за всю Одессу - вся Одесса очень велика". А уж за малоизученный целый Марс тем более..
                Zhe Sh
                08.09.2023
                -
                0
                +
                С научной точки зрения Марс безумно интересен, и прежде всего - поиски жизни или ее следов. И тут, на мой взгляд, необходимо раскошелиться, овчинка выделки безусловно стоит. А вот для нормальной колонизации нужен нормальный экономический смысл. Может быть, он когда-то появится, но на сегодняшний день его нет. И даже намеков не видно.
                Для колонизации нужно транспортное средство, решающее задачу грузопотока в объёме создания колонии. Будет такое средство - будет и колония. Не будет средства - не будет колонии. Маск это понял до самой ключевой глубины, мне кажется.
                Zhe Sh
                08.09.2023
                -
                0
                +
                Есть куча транспортных средств, чтобы добраться до Антарктиды, причем почти бесплатных по сравнению с ракетами, способными долететь до Марса. Тем не менее, ни о какой колонизации Антарктики речи не идет, если не считать четырех тысяч временно командированных исследователей на нескольких десятках научных станций.
                С Антарктидой да. Но Марс притягивает людей больше, чем Антарктида. Он намного любопытнее и принципиально интереснее, как другая планета. И желающие колонизировать его найдутся в достаточном количестве, на мой взгляд. Ещё и отсев будет, желающих будет больше чем мест в кораблях. Тем более что на Марсе летом +20, а на экваторе (примерно, в районе нулевых широт) и +27 ( из прямых измерений марсоходами). Так что местами потеплее Антарктиды.) Но про колонию сегодня недоказуемо, это лишь моё частное мнение. Это из разряда классического "А доедет это колесо до Киева или не доедет".
                Zhe Sh
                08.09.2023
                -
                0
                +
                Марс притягивает, а почему Луна, к примеру, так не притягивает? Вроде как миллион колонистов туда заселять никто не предлагает - не тот хайп. Может, потому что Луна уже стала рутиной? Нет тайны - нет интереса. И не ждёт ли та же судьба Марс, после того, как на него высадится несколько экспедиций? Посмотрят все на ютубе на эти мертвые пески и камни, удовлетворят любопытство и забудут, как Антарктиду и Луну...
                Миша Бел
                09.09.2023
                -
                1
                +
                "Марс притягивает, а почему Луна, к примеру, так не притягивает? Вроде как миллион колонистов туда заселять никто не предлагает - не тот хайп". Так как длинные комментарии ну никак не отправляются, делю на две части, часть 1. Луна, банально, не подходит для создания полноценной самодостаточной колонии, у неё много чего нет и условия хуже чем на Марсе. 1) На Луне не известны залежи углерода, он нужен для создания топлива (метан), для выращивания растений (углекислый газ), на Марсе в атмосфере углекислого газа 95%. 2) На Луне нет атмосферы и для охлаждения приходится использовать инфракрасные радиаторы, на Марсе же есть атмосфера и охлаждать можно обычными радиаторами. 3) Без атмосферы на Луне огромные перепады температур, что очень сильно уменьшает количество подходящих "конструкционных материалов", далеко не каждый материал способен сохранять структурную целостность, после сжатия и растяжения, при постоянных перепадах температур от -173°C до +127°C , на Марсе перепады менее100°C. 4) Наличие атмосферы позволяет тормозить большую часть скорости межпланетного транспорта не двигателями, а трением об атмосферу, за счёт этого можно взять больше полезной нагрузки или потратить топливо для уменьшения времени перелёта.
                Миша Бел
                09.09.2023
                -
                1
                +
                "Марс притягивает, а почему Луна, к примеру, так не притягивает? Вроде как миллион колонистов туда заселять никто не предлагает - не тот хайп". Так как длинные комментарии ну никак не отправляются, делю на две части, часть 2. 5) На Луне слишком слабая сила тяжести, для людей это принесёт много проблем с опорно-двигательной системой и не только, на Луне 0,16%, а на Марсе 0,38% от земной. 6) На Луне неудобный суточный цикл, день и ночь длятся по примерно14 дней, на Марсе сутки чуть больше 24 часов, это важно для выращивания растений при естественном освещении, за лунную ночь растение может и погибнуть. 7) На Марсе в прошлом была вода в жидком состоянии, а значит есть больше вариаций минералов и их проще добывать, так как в разных местах (месторождениях) сконцентрированы разные минералы. 8) Существует вероятность того, что на Марсе в прошлом могла существовать жизнь и изучение этого вопроса даст много полезных знаний, даже если жизни там и не было. Но, в теории, микроорганизмы могли бы жить даже сейчас и под поверхностью Луны, хотя шансы на это на порядки ниже. Вот некоторые основные преимущества Марса перед Луной для колонизации, которые вспомнил, но есть ещё и много других. Как пример- Марс достаточно близко, что бы там можно было создать колонию и достаточно далеко, что бы эта колония в будущем смогла стать независимой.
                Там есть школы и рождаются дети. На антарктиду претендуют страны.
                -
                0
                +
                Это очень дорогая каторга получится если отправлять маргиналов и преступников. Как впрочем и экстрим-тур для любителей острых ощущений. Поедут в первую очередь конечно же специалисты уж несколько сотен из 8 миллиардов как-нибудь наберется.
                Zhe Sh
                08.09.2023
                -
                0
                +
                В терминах научной фантастики первопроходцами должны быть, безусловно, герои Ефремова и Булычева, а вот колонизаторами - персонажи Гаррисона и Шекли)
                Похоже. От "Неукротимой планеты" до "Дюны" и "Аватара", везде одно и то же.
                -
                0
                +
                Комментарий удален пользователем или модератором...
                Начиналось с каторжных поселений. Но, впрочем, какая разница. Значит, с Австралией неудачный пример. Да и фиг с ним. Его неудачность не отменяет возможности постепенного развития колонии на Марсе, на мой взгляд. Тут же не баллистика, достоверно не вычислишь. Остаются вольные прогнозы, то бишь фантазии. Мои фантазии - будет большое средство доставки, будет и колония.
            -
            0
            +
            Комментарий удален пользователем или модератором...
          В целом, очень сильно сомневаюсь, что связь экономик Марса и Земли в принципе возможна. Это может быть разве что обмен интеллектуальной собственностью и научными данными. Красная планета просто не может предложить Терре что-либо материальное в количествах, которые сравнялись хотя бы с внешней торговлей какого-нибудь небольшого государства. А потребности колонии колоссальны, чтобы у нее был хотя бы околонулевой торговый баланс, ей придется сгружать очень многое. При этом же, как только на Марсе появится промышленность и хоть немного самостоятельности с самодостаточностью (миллион-два человек), колония от Земли будет требовать, опять же, только интеллектуальную собственность.
            Zhe Sh
            10.09.2023
            -
            0
            +
            Думаю, что при нынешнем уровне технологий для автономного производства и ремонта всей той техники, что потребуется для жизни на Марсе, нужно не менее миллиарда человек, активно участвующих в разделении труда. Снизить это количество до одного-двух миллионов возможно только при чрезвычайно высокой степени автоматизации, роботизации и применения ИИ во всех отраслях марсианской экономики, до чего нам пока еще очень далеко.
              Не соглашусь. Вопрос не столько в непосредственно технологиях производства, а в технологиях управления, которые определяют производительность труда. Для марсианской колонии не просто так посчитано количество в миллион человек +- трамвайная остановка. Не знаю, насколько это прям обоснованное число, но выглядит более чем реалистично, с учетом того, что сельское хозяйство на Красной планете будет еще более роботизированным, чем дома, а многие трудоемкие виды промышленности там в принципе далеко не сразу понадобятся (автомобилестроение то же, значительная часть легкой промышленности). Как ни странно добыча полезных ископаемых и их обработка -- далеко не такие трудоемкие, как кажется, там все давно автоматизировано. А как только со стороны управления и со стороны добычи/обработки все будет налажено, остальное обустроить станет сильно проще.
                Zhe Sh
                10.09.2023
                -
                0
                +
                На Земле сейчас миллион человек, боюсь, не сможет поддерживать даже технологический уровень эпохи паровых машин - попросту не хватит рабочих рук. Максимум что-то типа позднего средневековья. И это при наличии дармового воздуха, воды, приличного климата, плодородной почвы и т.д. На Марсе, заметьте, такого "соцпакета" не будет. Чтобы миллион человек на Марсе могли производить всё, что нужно для выживания на этой планете - от картошки до микрочипов, грубо говоря, - уровень замены человеческого труда машинным должен быть, на мой взгляд, минимум на три порядка выше сегодняшнего. Вероятно, обеспечить такое смогут достаточно универсальные роботы с интеллектом, сравнимым с человеческим. Однако пока это фантастика, хоть и научная.
                Ну так для того и делается Tesla Bot) Вообще, на Земле просто есть уже устоявшаяся экономика со всеми сопутствующими проблемами и плюшками взаимосвязанности. Автаркия физически невозможна без потерь. На Марсе эти потери просто элементарно рационализируются сложностью условий. Есесена никто не обещает, что миллионная колония на Красной планете будет обеспечивать себя ВООБЩЕ всем тем же, что есть в условной Москве, как само собой разумеющееся. Многих товаров и удобств не будет, как класса
        -
        0
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...
        Я, кстати, сильно ошибся, высокотемпературный электролиз углекислого газа энергетически менее выгоден, чем электролиз воды. В первом случае, если верить планам на полноразмерную установку, килограмм кислорода будет "стоить" 15 киловатт. Во втором случае с ~50 киловатт получается восемь килограмм кислорода (6,25 кВт на кило). Если я, конечно, еще не совсем забыл школьную химию. Задумался просто на досуге и решил перепроверить свои умозаключения. Логика испытывать MOXIE и его развитие все равно есть. Вода на Марсе в дефиците, нужна альтернатива на всякий пожарный. И можно взять с собой туда только горючее, окислитель выработать на месте. Если человечество хочет быть не только мимолетной кляксой биомассы в истории Земли, а стать действительно долгоживущим видом -- на Марс мы полетим обязательно. Что хорошо, мы туда все равно полетим, как бы кто не возражал. И тут любая аргументация против бессмысленна попросту потому что исходит из иной научной и социологической перспективы. А расходы на марсианскую колонию -- это вообще не про прямую прибыль. Это технологическая гонка за рамками примитивного понимания капитализма. То государство, которое к середине XXI века не примет участия в этой гонке либо на ведущих, либо на поддерживающих ролях -- безнадежно отстанет. И через два века уже будет не более чем курьезным упоминанием в учебниках истории на страницах о всяких папуасах с пигмеями. Их приятно вспоминать в контексте инклюзии, гуманитарных идей, но разговаривать серьезно и принимать их мнение во внимание не будет никто.
          Zhe Sh
          10.09.2023
          -
          1
          +
          Вы меня не поняли. Я тоже всеми руками и ногами за исследование Марса. Возможно, с учетом сложности полетов, будет иметь смысл построить там долговременную более-менее автономную базу, где придется на месте как-то производить энергию, кислород, воду, пищу и т.д. Может даже таких баз будет несколько. Но это не колонизация. Это те же антарктические станции, только в продвинутом варианте. Поддержка функционирования таких баз потребует регулярной доставки с Земли широкой номенклатуры запчастей, оборудования и материалов, которые на месте произвести абсолютно невозможно. Для полноценной колонизации, если понимать под этим глубокое освоение новых территорий, многократно происходившее в истории человеческой цивилизации, нужен экономический смысл и соответствующие технологии с разумной себестоимостью. Ни того, ни другого на сегодняшний день нет. Возможно, лет через 100-200 они появятся - вот тогда и поговорим)
            Я понял. Просто для меня и Антарктида вполне себе в процессе колонизации сейчас. Никто же не говорит, что это будет мгновенный процесс? Сначала исследовательские станции на десятки человек, потом на тысячи, потом уже часть людей постоянно живет, а там и сто лет как день пройдут -- уже город. По сравнению с первыми экспедициями на Антарктиду, нынешний Мак-Мердо -- это полноценный мегаполис вообще-то)))
              Zhe Sh
              10.09.2023
              -
              1
              +
              Норильск по сравнению с Мак-Мердо - вообще Шанхай) Только что будет с этим Шанхаем, когда Норникель посчитает свою дальнейшую деятельность в тех краях нерентабельной? Скорее всего, город умрет в течение нескольких лет. Вот и вся колонизация...
                Так в том и ошибка, что мы сравниваем экономики, которые либо неразрывны с мировой, либо их проще подключить, чем заморачиваться автаркией. В случае с Марсом альтернатив нет, только самообеспечение на обозримом горизонте
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно