20.12.2022

Корейский аппарат впервые вышел на окололунную орбиту

2.5

Впервые в истории Республика Корея создала автоматическую межпланетную станцию. Аппарат под названием Danuri (KPLO) успешно прибыл к Луне и спустя несколько коррекций орбиты начнет выполнять научную программу длительностью в год.

Корея прибыла к Луне
3D-модель аппарата Danuri (Korea Pathfinder Lunar Orbiter) / ©Ministry of Science and ICT

Как пишет портал SpaceNews со ссылкой на соответствующий официальный пресс-релиз корейского Министерства науки и информационно-коммуникационных технологий, первый маневр по выходу на рабочую орбиту Danuri выполнил 17 декабря, но полноценное подтверждение траектории появилось спустя два дня. Его скорость снизилась с 8 тысяч километров в час до 7,5 тысячи, он вышел на эллиптическую орбиту с апоселением в 8920 километров и периселением в 109 километров.

До конца года зонду предстоит еще четыре раза включать свои двигатели, чтобы сделать орбиту практически круговой. Последний маневр запланирован на 28 декабря, затем должен произойти финальный анализ всех орбитальных параметров аппарата и на следующий день ожидается подтверждение траектории. На протяжении всего 2023 года KPLO будет работать на высоте около 100 километров над поверхностью Луны.

Корея прибыла к Луне
Подготовка Danuri (Korea Pathfinder Lunar Orbiter) к транспортировке в США перед запуском / ©KARI

На борту зонда массой всего 550 килограмм (не считая остатков топлива) находится шесть инструментов, пять из которых созданы научными организациями Южной Кореи:

• Lunar Terrain Imager (LUTI) — камера для картографирования с разрешением менее пяти метров на пиксел, предназначенная для поисков места посадки следующих корейских миссий к Луне;
  • Wide-Angle Polarimetric Camera (PolCam) — широкоугольная камера для изучения свойств реголита методом поляриметрии (анализ характеристик поверхности измерением поляризации отраженного света);
  • KPLO Magnetometer (KMAG) — магнитометр и набор сверхчувствительных магнитных датчиков для определения слабого магнитного поля Луны;
  • KPLO Gamma Ray Spectrometer (KGRS) — гамма-спектрометр для картографирования распределения химических веществ по лунной поверхности;
  • Delay-Tolerant Networking experiment (DTNPL) — оборудование для проведения эксперимента по тестированию «межпланетного интернета» (толерантной к задержкам широкополосной связи).
Корея прибыла к Луне
Danuri в чистой комнате Корейского института аэрокосмических исследований (KARI). Хорошо видны инструменты на борту аппарата. Крупный тубус с розовой крышкой на торце — ShadowCam / ©KARI

Шестой прибор в полезной нагрузке Danuri — камера ShadowCam, созданная по заказу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA). Поскольку американское космическое агентство консультировало корейских коллег и оказывало помощь в подготовке миссии, на аппарате выделили место под инструмент из США. Разработкой камеры занимался Университет штата Аризона вместе с компанией Malin Space Science Systems.

Задачи ShadowCam критически важны для программы «Артемида» по пилотируемому освоению Луны. Камера должна обнаружить водяной лед в постоянно затененных кратерах на полюсах естественного спутника Земли. Инструмент похож на основной «глаз» зонда Lunar Reconnaissance Orbiter, но в несколько сотен раз более светочувствительный. Лед ShadowCam будет искать по едва заметным отблескам от фоновой засветки от Земли, звезд и самого аппарата.

Примечательно, что к Луне KPLO летел более трех месяцев — он стартовал на ракете Falcon 9 со стартовой площадки SLC-40 Базы Космических сил США на мысе Канаверал 4 августа. Но после завершения работы второй ступени носителя Danuri оказался не на прямой траектории отлета к Луне, а на баллистической — фактически, сначала он двигался в сторону Солнца. Такой путь дольше, но позволяет сэкономить много топлива. Что крайне актуально для небольшого аппарата.