20.12.2022
Анна Новиковская
4 897

Орнитологи показали, что альбатросы заботятся о своих стариках

5.5

Пожилые животные сталкиваются с множеством проблем, и некоторым не обойтись без помощи сородичей. Авторы нового исследования выяснили, что крупнейшие летающие птицы в мире — странствующие альбатросы — заботятся о своих старых партнерах и позволяют им меньше голодать во время высиживания яйца.

Альбатрос может провести примерно две недели в открытом море, собирая корм / © Ed Dunens

Странствующие альбатросы, помимо звания самых длиннокрылых птиц в мире, известны своей продолжительностью жизни, которая может достигать 50 лет. Выбирая одного партнера на всю жизнь, они спариваются в среднем раз в два года и выводят потомство на отдаленных островках, где им не приходится беспокоиться о наземных хищниках.

Тем не менее высидеть яйцо — непростое дело для супружеской пары птиц: целых два с половиной месяца один из партнеров должен постоянно находиться в гнезде, пока второй ищет себе пищу в море. Чтобы собрать достаточно рыбы, моллюсков и ракообразных, альбатрос покидает гнездо в среднем на 12 дней, и все это время вторая птица обходится без еды.

Изучив поведение 71 пары альбатросов, гнездящихся на архипелаге Крозе в южной части Индийского океана, исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания) показали, что птицы с пожилыми партнерами проводят в море меньше времени, чем птицы с молодыми партнерами. Ученые полагают, что поскольку старые альбатросы хуже переносят длительные голодовки, их партнеры оценивают риски и предпочитают тратить меньше времени на сбор корма, чтобы не лишиться пары.

Хотя поведение выглядит абсолютно альтруистичным, на самом деле от него выигрывают обе птицы. Выкормить птенца альбатроса непросто: прожорливый малыш требует «на воспитание» около 100 килограммов корма, и все это время его кто-то должен греть и защищать от других альбатросов. Родитель-одиночка, набивший зоб до отказа, но потерявший партнера, с такой задачей явно не справится.

Таким образом, альбатросам приходится становиться заботливыми ради собственного блага. И вполне вероятно, что именно эта чуткость к нуждам партнера позволяет птицам успешно выкармливать птенцов до глубокой старости.

Исследование опубликовано в журнале Ecology and Evolution.

Анна Новиковская