24 августа
1 440

Составлена глобальная карта следов воды на Марсе

5.4

Новая карта показывает наличие минералов, образующихся в присутствии воды, и они на Красной планете повсюду.

©ESA Mars Express, NASA MRO

Некоторые минералы — прежде всего разнообразные глины и соли (сульфаты, карбонаты, силикаты) — формируются из вулканических пород под действием воды. Их обнаруживают не только на Земле, но и на соседней планете. До недавнего времени на Марсе было определено порядка тысячи таких отложений, которые считались особо интересными участками для изучения. Однако новая карта показала, что они встречаются там сотнями тысяч, повсеместно. Редкостью скорее можно назвать районы, где их нет. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Icarus; также о работе сообщается в пресс-релизе ESA.

Джон Картер (John Carter) и его коллеги из Франции и Испании использовали данные, полученные с марсианской орбиты европейской обсерваторией Mars Express и американской MRO. Стоит напомнить, что на борту Mars Express установлен российский детектор нейтронов, который некоторое время назад позволил составить карту распределения залежей льда на поверхности Красной планеты. Теперь же ученые обратились к другим инструментам — спектрометрам OMEGA (на Mars Express) и CRISM (на MRO), предназначенным для минералогических исследований.

Глобальная карта распределения гидратированных минералов на Марсе / ©ESA Mars Express, NASA MRO

Оба спектрометра работают в близком диапазоне видимых и ИК-волн, их данные совместимы. При этом OMEGA лучше подходит для широкого взгляда на поверхность, а CRISM, разрешение которого достигает 15 метров на пиксель, позволяет лучше рассмотреть отдельные небольшие участки. То, что они нашли, сильно удивило всех. «Думаю, мы смотрели на Марс чересчур упрощенно», — отметил Картер.

По его словам, до сих пор считалось, что за тот недолгий период, пока Красная планета была полна влаги, успел сформироваться лишь ограниченный набор новых «водных» минералов, после чего наступило тотальное пересыхание, оставившее залежи солей. Новая карта показывает, что в действительности история складывалась сложнее. В частности, чередование и перемешивание солей и глин в разных участках может говорить о нескольких циклах пересыхания и влажности, которые пережил Марс в далеком прошлом.

Ну а в будущем такие залежи могут стать ценным ресурсом для строительства постоянной базы на Красной планете. Минералы, образовавшиеся в присутствии воды, могут сохранять ее в некотором количестве — или даже сопутствовать залежам водного льда. Глины — удобный материал для строительства. И уж если жизнь когда-то могла зародиться на Марсе, то именно в таких районах.

Недаром один из них уже выбрали для посадки очередного марсохода, европейского Rosalind Franklin. Из-за событий на Украине проект, который реализовывали совместно с «Роскосмосом», переживает не лучшие времена. Пока его запуск перенесли на 2024 год. Но место посадки уже определено: им станет глинистая равнина Oxia Planum, полная минералов, образовавшихся в присутствии воды.