• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.08.2022
ТюмГУ
251

В ТюмГУ изучили отношение россиян к неформальному образованию

4.5

На примере жителей Тюменской области социологи Тюменского государственного университета изучили факторы, определяющие место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала в нашей стране.

В ТюмГУ изучили отношение россиян к неформальному образованию / ©Getty images

Многие страны, в том числе Россия, предпринимают усилия по развитию человеческого капитала, рассматривая его как основу глобальной конкуренции в экономике знаний. Однако смена модели экономического роста в нашей стране осуществляется противоречиво и болезненно.

Ученые ТюмГУ попытались выяснить, как можно преодолеть инерцию социально-экономического развития и найти скрытые резервы. Цель их исследования — выявить возможности неформального образования, его потенциал для развития человеческого капитала и оценить вовлеченность населения в неформальное образование.

Концепция непрерывного образования рассматривает три типа образования — формальное, неформальное и информальное (самообразование). Неформальное образование рассматривается при этом как добровольное, осознанное обучение, которое носит намеренный и программный характер, но, как правило, не оценивается и не ведет к присуждению квалификации.

Выбор территории для проведения исследования определен социально-экономическими характеристиками региона. Тюменская область отличается высоким уровнем жизни населения, развитостью как наукоемких производств (на базе топливно-энергетического комплекса), так и агропромышленных, предприятий малого и среднего бизнеса. Социальное пространство региона отражает демографическую дифференциацию, а также представленность различных типов поселений. Эксперты в области исследования российских регионов отмечают, что Тюменский регион во многом напоминает Россию в целом.

Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса жителей от 18 до 82 лет, в неформальное образование вовлечены 83 процента респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков.

Подавляющее большинство взрослых респондентов имеет опыт неформального образования, более половины обращаются к нему ежемесячно или чаще. Важно отметить, что они выбирают не только бесплатные, но и платные образовательные программы и курсы, проявляя готовность к инвестициям в свое обучение, которые тем выше, чем выше занимаемая должность.

Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае — общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время.

Каждый пятый приобрел профессиональные навыки, применимые на любом рабочем месте, что можно расценивать как приращение общего человеческого капитала. По результатам исследования отмечается, что неформальное образование в принципе доступно для всех возрастных групп, но существуют определенные ограничения. Часть из них связана с тем, что современное неформальное образование опирается на информационные технологии, требующих от пользователя сформированных цифровых компетенций.

Полученные данные позволяют говорить также об ограничениях институционального уровня: нет легитимных инструментов признания квалификаций, полученных посредством неформального образования, отсутствует реальный запрос на применение полученных навыков со стороны работодателей, непрерывное обучение в течение жизни не укоренилось в повседневных практиках россиян.

На уровне конкретного человека главные барьеры — это нехватка времени, стоимость и непризнание работодателем неформального образования (отсутствие дипломов или сертификатов, подтверждающих полученные навыки). Хотя в России создана национальная система оценки квалификаций, но практики независимой оценки слабо интегрированы в процессы социально-трудовой мобильности. В нашей стране предпринимаются попытки интеграции неформального образования, однако таких инициатив пока немного.

Тюменские ученые считают, что создание национальной образовательной экосистемы должно базироваться на идеологии непрерывного образования, сочетать возможности формального и неформального обучения. Подобно экосистемам в живой природе, где важен даже самый малый элемент, в образовательной экосистеме на правах равного участия должны быть представлены различные провайдеры образовательных услуг (корпорации, общественные объединения, сообщества профессионалов, учреждения формального и неформального образования, культурно-досуговой деятельности, инициативные группы граждан). Статья ученых опубликована в журнале РАН «Социологическое исследование».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 07:30
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

Вчера, 15:07
Андрей

Французские геологи проанализировали состав нитратов в вулканических отложениях времен неогена и выяснили, что возникающие в облаках пепла молнии могли фиксировать атмосферный азот. Исследователи обнаружили несколько свидетельств, указывающих на то, что нитраты в отложениях образовались именно из атмосферного азота.

Вчера, 12:26
ПНИПУ

Стоит ли готовить на поцарапанной сковородке и как связаны алюминиевая кастрюля, плохая вода и камни в почках? Какой срок службы у кухонной доски и безопасны ли для экологии биоразлагаемые контейнеры? О материалах для посуды рассказали ученые Пермского Политеха.

Вчера, 07:30
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

16 февраля
Мария Азарова

Целью нового исследования было понять, какие бактерии полости рта отвечают за продукцию метантиола, или метилмеркаптана — бесцветного токсичного газа с сильным и неприятным запахом, напоминающим зловоние гнилой капусты.

Позавчера, 12:00
Полина

Подростки чаще пробуют писать музыку, если у них есть возможность получать соответствующее дополнительное образование, а также когда они чувствуют поддержку и преемственность. При этом есть пять типовых траекторий, которые приводят к собственному творчеству.

1 февраля
Андрей

Канадские исследователи изучили состав пород, вышедших на поверхность при появлении первых континентов. По итогам анализа выяснилось, что новая земная кора возникла не в результате движения тектонических плит, а из-за процессов в океанических плато молодой Земли.

23 января
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, какой из современных напитков надо попробовать, чтобы почувствовать себя жителем Римской империи.

15 февраля
Дарья Губина

Титан — самый органически богатый спутник с глобальным океаном в Солнечной системе. И все же, сопоставив строение его поверхности с интенсивностью падения метеоритов, ученые пришли к выводу, что в океане спутника Сатурна вряд ли хватает элементов для жизни.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: