01.03.2022
Мария А.
4 533

Запуск российско-европейской программы «ЭкзоМарс-2022» оказался под вопросом

5.9

Еще одну совместную для России и Запада космическую программу, судя по всему, приостановят из-за военной операции на Украине.

«ЭкзоМарс»
«ЭкзоМарс» (ExoMars) — совместная программа Европейского космического агентства (ЕКА) и российской госкорпорации «Роскосмос» / © ESA / Автор: Milonia Larcius

Европейское космическое агентство (ЕКА) выпустило заявление «о сотрудничестве с Россией по итогам встречи с государствами-членами 28 февраля 2022 года». Согласно ему, организация, в которую входят представители 22 стран, должна целиком соблюдать санкции, введенные против Москвы на фоне военной операции на Украине. Поэтому запуск совместной с «Роскосмосом» программы «ЭкзоМарс» в этом году видится «маловероятным», отметили в ЕКА.

«Генеральный директор ЕКА проанализирует все варианты и подготовит официальное решение о дальнейших действиях государств — членов ЕКА. Мы продолжаем следить за ситуацией», — говорится в заявлении.

Также европейское агентство прокомментировало решение «Роскосмоса» приостановить сотрудничество по пускам с космодрома Куру во Французской Гвиане и отозвать оттуда своих специалистов словами «мы приняли к сведению».

«Сожалеем о трагических событиях, происходящих на Украине, о кризисе, который в последние дни резко перерос в войну, — сказал гендиректор агентства Йозеф Ашбахер. — ЕКА принимает много сложных решений с учетом санкций, введенных правительствами наших стран-участниц».

При этом еще 25 февраля Ашхабер, говоря о совместных с Россией программах, подчеркивал: «Несмотря на конфликт, гражданское сотрудничество в космосе остается связующим звеном между нами». Накануне глава российского космического ведомства Дмитрий Рогозин хотел провести переговоры с европейскими коллегами и обсудить сложившуюся ситуацию, однако те отказались.

Цель программы «ЭкзоМарс» — поиск органических молекул или признаков жизни на Красной планете. Первый этап реализовали в 2016 году, пуск состоялся на космодроме Байконур. Однако успешной эта часть миссии была лишь отчасти: спускаемый модуль «Скиапарелли» разбился при посадке из-за преждевременного отключения тормозных двигателей. Другая составляющая программы — орбитальный зонд Trace Gas Orbiter, весной 2018 года он благополучно приступил к исследованию атмосферы Марса.

Для запланированного на этот сентябрь запуска миссии «ЭкзоМарс-2022» (который уже несколько раз переносили) российская сторона обязалась предоставить ракету-носитель «Протон-М», спускаемый аппарат и посадочную платформу «Казачок». В 2023 году, после посадки на Красную планету, автономный шестиколесный ровер «Розалинд Франклин» должен был присоединиться к двум марсоходам, посадочному модулю NASA и китайскому аппарату, уже находящемуся на поверхности Марса. «Казачок», в свою очередь, продолжил бы работу как автоматическая станция.

Стартовое окно для запуска появляется только раз в 26 месяцев — это означает, что непредвиденные переносы сроков приводят к длительным задержкам.