Камера смартфона может стать полнофункциональным микроскопом — Naked Science

Камера смартфона может стать полнофункциональным микроскопом

Американские инженеры разработали и напечатали на 3D-принтере устройство, которое позволило сделать из обычного мобильного телефона профессиональный микроскоп.

lens-490806_1280

Не секрет, что благодаря стремительному развитию технологий многие диагностические исследования можно проводить в домашних условиях. Существует большое количество недорогих мобильных девайсов, благодаря которым можно самостоятельно следить за состоянием здоровья и окружающей среды. Не изобрели разве что домашний микроскоп, но американские ученые решили и эту проблему, и теперь любой мобильный телефон с хорошей камерой может стать полнофункциональным лабораторным оборудованием.

Подобные устройства разрабатывались и ранее, например, в лаборатории Флетчер Калифорнийского университета в Беркли (США), но они были настолько сложными в установке и эксплуатации, что их трудно назвать «подручными».

Энтони Орт (Antony Orth), автор нового изобретения, говорит, что идея пришла ему в голову, когда он вдруг понял, что мобильный телефон обладает всеми характеристиками, присущими микроскопу. Объектив и датчик камеры расположены в смартфоне точно так же, как и в микроскопе, и все что нужно – это добавить приспособление, которое будет увеличивать изображение до нужной степени. Для этого он закрепил на заднюю панель телефона дополнительный объектив.

Схематичное изображение устройства / © Scietific Reports

Далее ученый подумал о том, как он сможет подсветить то, что хочет увидеть. Здесь ему на помощь пришла вспышка, свет от которой он перенаправил так, чтобы объект освещался снизу. Правда, ему пришлось ограничить ее яркость с помощью специальной, напечатанной на 3D-принтере насадки черного цвета − в противном случае, все изображение было бы белым. Кстати, вспышку можно отключить и в качестве подсветки использовать естественный солнечный свет или яркое комнатное освещение. Прибор сконструирован таким образом, что, расположив стекло с образцом на темном фоне и просветив его насквозь, можно увидеть все в мельчайших деталях. То есть для работы этого микроскопа не нужны никакие зеркала или призмы.

В качестве первого образца для изучения Орт взял немного воды из местного пруда, которую он капнул на стекло. Направив на каплю свою установку, он смог увидеть все «население» водоема.

Образец воды из пруда под микроскопом / © The Conversation

Орт и его коллеги надеются, что их идея будет использоваться для создания сверхпрочных, дешевых и надежных мобильных микроскопов, которые найдут свое применение там, где это действительно необходимо. Например, с их помощью можно будет следить за популяцией микроорганизмов в водных источниках удаленных от цивилизации районов нашей планеты, таких как австралийские глубинки или регионы Центральной Африки. Они опубликовали все детали разработки на сайте, чтобы каждый желающий мог распечатать прибор на принтере и модифицировать его в соответствии со своими нуждами.