13.07.2023
2 810

Спутники заметили, что Мировой океан позеленел

5.7

За последние 20 лет поверхность океанов заметно позеленела. Ученые связывают это с глобальным потеплением и нагреванием поверхностных слоев воды, которое меняет состав живущего там фитопланктона.

Снимок космического аппарата ДЗЗ Aqua, который ведет мониторинг океанов на протяжении более чем 20 лет / ©NASA, Joshua Stevens (Landsat, USGS, MODIS, LANCE, EOSDIS) / Автор: Михаил Григорьев

Землю называют Голубой планетой: примерно три четверти ее поверхности покрывает вода. Однако глобальное потепление меняет все, включая привычный синий цвет земных океанов. Наблюдения последних десятилетий показывают, что Мировой океан постепенно зеленеет из-за изменения состава и роста концентрации фитопланктона. К такому выводу пришли ученые из британского Национального центра океанографии совместно с коллегами из США. Их статья опубликована в журнале Nature.

Биби Кейл (BB Cael) и его соавторы рассмотрели данные наблюдений Мирового океана, собранные спутником Aqua в рамках программы NASA EOS. На борту Aqua работают шесть научных инструментов, в том числе радиометр MODIS, который регулярно получает изображения в семи разных полосах спектра с разрешением до 500 метров. Это позволяет отслеживать, в частности, и цвет разных участков океана — показатель, связанный с химическим составом и биологической активностью на его поверхности.

Aqua ведет такие наблюдения с 2002 года, и ученые обнаружили, что за этот срок более 56 процентов площади Мирового океана существенно поменяли цвет в сторону зеленого. Ученые сопоставили эти наблюдения с результатами компьютерного моделирования, подтвердив, что причиной изменений стали изменения климата Земли. Нагревание воды усиливает ее стратификацию — разделение на слои: более теплые и менее плотные, а также холодные и плотные. В результате перемешивание растворенных в воде питательных веществ и минералов затрудняется.

Это меняет условия существования планктона, заставляя его адаптироваться к новым условиям: в верхних слоях сохраняется избыток света, но туда попадает меньше питательных веществ, в более глубоких — наоборот. Как именно происходит такая адаптация, в точности не ясно. По-видимому, в нем начинают доминировать мелкие, одноклеточные фотосинтезирующие формы, лучше переживающие такой дефицит. Именно они за счет содержащегося в них хлорофилла придают Мировому океану все более зеленые оттенки.