12.07.2023
Мария А.
1 497

Ученые определили, какие бактерии чаще всего встречаются на кухне

4.1

Несмотря на значительные различия в методах приготовления пищи, диетических привычках и традициях, авторам нового исследования удалось определить основную «микробиоту» кухонь пяти европейских стран.

Губка
Огромное количество бактерий живет на губках для мытья посуды / © Shutterstock / Автор: Татьяна Соловьёва

Каждый из нас постоянно подвергается воздействию огромного числа микроорганизмов, которые могут влиять на здоровье как в лучшую, так и в худшую сторону. По большей части с микробами мы сталкиваемся в помещениях, а особенно высока их концентрация на кухне. Одним из важнейших источников распространения бактерий выступают губки для мытья посуды: они впитывают микроорганизмы, грязь с посуды и влагу, медленно высыхают и передают патогены на руки или даже пищу.

Хотя ранее ученые определили, какие бактерии обитают на губках и щетках, до сих пор они не сравнивали микробные сообщества на кухнях жителей разных стран. Однако команде из Норвежского института исследований продуктов питания, рыболовства и аквакультуры удалось определить основнуюю «микробиоту» кухонных поверхностей в домах европейцев. Результаты опубликованы в журнале Applied and Environmental Microbiology.

Образцы собирали в 74 домохозяйствах в Венгрии, Франции, Португалии, Румынии и Норвегии: они могли как иметь, так и не иметь доступа к водопроводу, отдельных моек или посудомоечных машин. Ученые проанализировали 305 образцов, взятых в том числе с губок и тряпок после приготовления пищи (их подвергли процедуре экстракции ДНК и секвенированию гена 16S рРНК). Помимо этого, авторы статьи учли методы приготовления пищи и диетические привычки жителей. По итогу они выявили 3487 субоперационных таксономических единиц (sOTU) более чем из 18,8 миллиона последовательностей.

«Мы идентицифировали набор основных бактерий, обитающих на кухнях. Как выяснилось, на европейских кухнях живут те же бактерии, что ранее обнаруживали на других кухонных поверхностях и во время исследования губок для мытья посуды. <…> Мы определили восемь родов/семейств — Acinetobacter, Pseudomonas, Enhydrobacter, Enterobacteriaceae, Psychrobacter, Chryseobacterium, Bacillus и Staphylococcu, — которые представляют собой основную микробиоту на европейских кухнях. На уровне sOTU были идентифицированы только три основные бактерии, отнесенные к родам Enhydrobacter, Enterobacteriaceae и Pseudomonas», — рассказали ученые.

Хотя популярны опасения, что кухня может служить резервуаром для патогенных бактерий из сырых продуктов, предыдущие исследования показали, что присутствие кампилобактерий (Campylobacter) и сальмонелл (Salmonella) на кухнях было относительно редким. В новой работе от 40 до 75 процентов образцов протестировали на Campylobacter, Salmonella, а также на Listeria (листерии). Кампилобактерии обнаружили в одном образце тряпки, листерии — в 16 образцах (губки, раковины и тряпки), сальмонеллу — ни в одном.

Субоперационные таксономические единицы, связанные с Salmonella enterica (вид палочковидных факультативно-аэробных грамотрицательных бактерий из рода сальмонелл) и Shigella (шигеллы) или Escherichia (кишечная палочка) нашлись в образцах из всех пяти стран, тогда как бактерии Campylobacter jejuni — одна из главных причин диарейных заболеваний пищевого происхождения и гастроэнтеритов в мире — присутствовали в образцах из Румынии, Франции и Португалии. Большинство этих патогенов были не особо распространены.

«Enhydrobacter чаще встречались в норвежских образцах, чем в образцах из других европейских стран: [дело в том, что] в Норвегии наиболее распространенным предметом для мытья посуды служат щетки. Они высыхают быстрее, чем губки, и имеют более низкую бактериальную нагрузку. Наибольшее количество Enhydrobacter мы обнаружили в раковинах и на ручках кранов», — добавили исследователи.

Как стафилококки (Staphylococcus), так и бациллы (Bacillus) имели низкую относительную численность во «влажных образцах». Но представители рода стафилококков чаще обитали на ручках: по словам ученых, это можно объяснить тем, что Staphylococcus «живут» на коже человека и в основном передаются с рук.

Таким образом, авторы работы продемонстрировали, что лишь небольшое количество родов бактерий составляют кухонную «микробиоту», несмотря на значительные различия в стандартах, привычках и режимах уборки в домах жителей Европы. Необходимы новые исследования, чтобы соотнести эти результаты с потенциальным воздействием на здоровье человека.