27.01.2021
1 776

4.5

Ученые из Германии и Кении изучили зубной камень древних людей и выявили в нем присутствие молочного белка. Это самые ранние прямые свидетельства употребления козьего молока в Африке несколько тысяч лет назад.

Восточноафриканцы начали пить молоко еще до того, как научились расщеплять молочный сахар / ©getty images

Работа опубликована в журнале Nature Communications. Известно, что лактаза — фермент, который требуется для расщепления лактозы (молочного сахара, разница с лактазой – в одну букву). Лактоза — молочный сахар, один из главных компонентов молока. Обычно фермент лактаза с возрастом перестает вырабатываться. Так происходит у большинства животных, в том числе у человека. Но многие люди способны пить молоко, не будучи детьми. Они делают это благодаря мутации, позволяющей сохранять выработку лактазы во взрослом состоянии.

Найти следы употребления молока в далеком прошлом непросто. Обычно это делают при помощи косвенных методов: изучая наскальную живопись, микроскопические остатки содержимого старинных сосудов, кости домашних животных. Однако ни один из этих способов не может вполне достоверно подтвердить употребление молока древними людьми.

Ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) и Национального музея Кении проанализировали зубной камень на зубах наших предков, живших в Восточной Африке тысячи лет назад. Как утверждают авторы статьи, это один из самых древних зубных камней человека. Состав его позволяет судить об их диете.

Специалисты проанализировали зубной камень, взятый у 41 взрослого индивида из 13 древних скотоводческих поселений Кении и Судана. В результате у восьми человек ученые нашли молочные белки в составе зубного камня. К радости исследователей, некоторые из таких белков оказались настолько хорошо сохранившимся, что удалось установить, к каким видам животных они относятся.
Этими животными оказались коза и, вероятно, овца.

Ученые предполагают, что они были важными источниками молока для скотоводческих групп в периоды засухи. Это самые ранние на сегодня прямые свидетельства употребления козьего молока в Африке — они относятся к периоду примерно шести тысяч лет назад.

То есть молоко начали пить здесь задолго до того, как люди получили мутацию, отвечающую за способность вырабатывать лактазу (и, соответственно, расщеплять лактозу) во взрослом возрасте. Как же это им удалось? Ученые считают, что поначалу люди по большей части употребляли перебродившее молоко, которое содержит меньше лактозы (при брожении ее частично расщепляют бактерии, содержащиеся в молоке), и со временем организм постепенно адаптировался расщеплять лактозу.