Прием антибиотиков замедлил рост мальчиков — Naked Science
Мария Кривоченко

Прием антибиотиков замедлил рост мальчиков

3.7

Ученые выяснили, что назначение антибиотиков мальчикам в течение первых недель жизни затормаживает их рост. Это связано с тем, что антибиотики воздействуют на кишечную микрофлору детей. При этом у девочек такой эффект не наблюдается.

Прием антибиотиков мальчиками повлиял на их рост / ©Mikko Lyytikäinen

Некоторым детям назначают антибиотики для лечения бактериальных инфекций и профилактики сепсиса. Команда исследователей из Германии, Израиля и Финляндии впервые исследовала долгосрочные эффекты приема антибиотиков новорожденными в течение двух недель после рождения.

Ученые собрали данные о росте, весе, типе родов и наличии бактериальных инфекций 12 422 детей в возрасте от нуля до шести лет, родившихся с 2008 по 2010 год в университетской больнице Турку в Финляндии. Из них 1151 младенцу давали антибиотики в течение первых 14 дней жизни, поскольку врачи подозревали бактериальную инфекцию: на самом деле, инфекцию впоследствии обнаружили у 638 малышей, остальным детям отменили антибиотики после исключения диагноза. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Исследование показало, что у младенцев, принимавших антибиотики, был более низкий рост и вес, чем у других детей, в течение первых шести лет жизни. При этом такой эффект наблюдался только у мальчиков — у девочек темпы роста сохранялись.

Ученые предположили, что, замедление роста происходит потому, что антибиотики вызывают долгосрочные изменения в микробиоме кишечника младенцев. Ведь бактерии в кишечнике помогают переваривать пищу, тренируют иммунитет и защищают от вредных, чужеродных бактерий. А когда медики используют антибиотики, то убивают не только вредоносные бактерии, но и полезные.

Чтобы проверить эту идею, команда имплантировала микробы из фекалий детей, которым давали и не давали антибиотики, в мышей. Они наблюдали те же самые результаты: самцы грызунов, которым давали микробиоту от младенцев, обработанных антибиотиками, были намного меньше. «Так мы впервые показали, что воздействие антибиотиков в первые дни жизни имеет долгосрочные последствия», — рассказал Самули Раутава, автор работы.

До сих пор выясняется, почему этот эффект есть только у мужчин. Мартин Блейзер из Университета Ратгерса, штат Нью-Джерси, предполагает, что это может быть связано с половыми различиями в экспрессии кишечных генов — у мальчиков и девочек наблюдаются генетические различия в кишечнике уже через два дня после рождения.

Долгосрочные эффекты курса антибиотиков предстоит исследовать, но Раутава утверждает: одновременно с этим нельзя забывать, что лекарства необходимы для предотвращения тяжелой бактериальной инфекции у детей.

Мария Кривоченко