30.11.2018
Редакция Naked Science
1 010

Самки пауков-скакунов научились кормить выводок молоком

Ученые заметили, что определенный вид пауков-скакунов кормит детенышей молоком даже после того, как те могут позаботиться о себе сами.

Исследователи из Китайской академии наук в Юннане провели ряд экспериментов на пауках Toxeus magnus, относящихся к семейству пауков-скакунов (Salticidae). Они заметили, что самки кормят своих детенышей на протяжении первых 40 дней их жизни. Работа опубликована в журнале Science.

Эколог Ханти Чен (Zhanqi Chen) наблюдал за поведением пауков T. magnus в природе. Он заметил, что, хотя эти арахниды и не живут колониями, они образуют гнезда, в которых могут содержаться несколько молодых пауков. Вместе с коллегами он решил выяснить природу такого поведения.

Всего исследователи наблюдали за 19 гнездами. В каждом из них самки выводили потомство, и при этом ученые наблюдали одну и ту же необычную тенденцию, которая поначалу их озадачила: мать-паучиха не приносила в гнездо еду, но ее детеныши росли. К «подростковому» периоду, который наступает на 20 день, паучки достигли размера 3,5 миллиметра. То, что специалисты увидели потом, удивило их еще больше: эти выросшие детеныши стали припадать к матери точно так же, как это делают млекопитающие, кормящиеся молоком.

Выкармливание / ©Science News

После более детального наблюдения авторы работы раскрыли секрет такого поведения. Самка в действительности кормила детенышей жидкостью, напоминающей молоко. Сначала она откладывала ее внутри гнезда маленькими капельками, которые потреблял молодняк, а затем подросших детенышей она кормила тем же молоком из эпигастральной борозды — отверстия на брюхе, из которого появляются яйца. Эта жидкость состоит из сахара, жира и белка, содержание которого в ней в четыре раза выше, чем в коровьем молоке. Ученые предполагают, что этим питательным веществом могут быть сжиженные неоплодотворенные яйца. Подобным образом детенышей выкармливают лягушки, которые откладывают такие яйца специально для того, чтобы их съело потомство.

Капельками маленькие паучки питались первые 20 дней жизни, примерно столько же мышата сосут молоко матери. После этого повзрослевшие детеныши выходили из гнезда и сами добывали себе еду, но все равно возвращались, чтобы припадать к эпигастральной борозде еще в течение 20 дней.

Авторы провели несколько экспериментов, чтобы посмотреть, насколько детенышам необходимо кормление в разные периоды роста. Они замазали эпигастральные борозды сразу после вылупления и на двадцатый день кормежки. В первом случае потомство вымерло на 10–11 день. Во втором — выживаемость детенышей снизилась всего на два процента. Затем ученые забрали самку у 20-дневных пауков, чтобы определить, необходимо ли им ее присутствие во второй половине взросления. Это вызвало сокращение выживаемости на 25 процентов. Авторы связали это с увеличенным количеством паразитов в гнезде, которым до этого не давала размножаться самка.

Ранее исследователи из Бристольского университета подтвердили старую гипотезу об использовании пауками электростатических сил для быстрого взлета и посадки.