16.12.2022
Анна Новиковская
25 118

Даже в присутствии самцов самки акул предпочитают рожать, оставаясь девственницами

5.5

Обычно считается, что самки животных прибегают к партеногенезу — однополому размножению, при котором детеныш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки — лишь в самом крайнем случае, когда у них нет возможности спариться с подходящим самцом. Однако зебровые акулы, похоже, предпочитают «девственное рождение», даже если рядом с ними плавают самцы.

Вполне возможно, что у этой молодой акулы не было отца / © wikipedia.org

Бесполое размножение чаще встречается у беспозвоночных животных, таких как тли и морские звезды, тогда как среди позвоночных это редкость. Считается, что для самок партеногенез, или размножение путем развития детенышей из неоплодотворенных яйцеклеток, — «спасительная соломинка» в ситуациях, когда подходящих особей мужского пола поблизости нет, но потомство оставить все же надо.

Однако в природе не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Группа американских исследователей обнаружила, что даже присутствие половозрелых самцов в одном с ней аквариуме не заставляет самку зебровой акулы из Аквариума Шедда в Чикаго спариваться для размножения. Проанализировав ДНК акулят, вылупившихся в этом аквариуме в 2016 году, ученые выяснили, что у обоих малышек (это были самки) не было отца, а генетически они представляли почти точные копии своей матери.

Открытие оказалось для работников аквариума неприятным сюрпризом, учитывая, что эти рыбы относятся к категории вымирающих видов, а до этого пара зебровых акул уже принесла здоровое потомство (одной из которых и была самка, пожелавшая остаться девственницей). Вдобавок акулята, появившиеся на свет таким образом, прожили недолго — всего несколько месяцев, после чего отказались от пищи и погибли.

До сих пор ученые не могут сказать, почему самка акулы отложила неоплодотворенные яйца вместо того, чтобы спариться с одним из двух находящихся рядом самцов. Поскольку спаривание у этого вида акул обычно происходит ночью, а самцы не оставляют на теле самки характерных шрамов, сам факт спаривания зафиксировать почти невозможно. Однако работники Аквариума неоднократно фиксировали брачное поведение между этой самкой и двумя самцами, которые до этого уже становились отцами здорового потомства.

Зебровая акула — довольно спокойный вид, который содержится в нескольких океанариумах по всему миру / © Приморский океанариум

Возможно, акула из аквариума Шедда все же спарилась с самцом, но не использовала его сперму для оплодотворения. Такой феномен хорошо известен у различных видов акул, хотя причины, по которой самка проводит посткопуляционный отбор генетического материала партнера, до сих пор не ясны.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Fish Biology.