31.07.2020
9 602

Слияние самца рыбы-удильщика с телом самки обеспечивает отсутствие нормального иммунитета

5.2

Давно известно, что самец глубоководного удильщика для спаривания впивается в тело самки и сливается с ним навсегда, но лишь теперь выяснилось, почему ее иммунитет не отторгает и не атакует его.

©Peter David

Рыбы-удильщики известны необычным способом спаривания, при котором мелкий самец, впившись в тело своей избранницы, может частично или полностью сливаться с ней. Превращаясь в нечто вроде «паразита», он получает от самки все необходимое и лишь продолжает исправно производить сперматозоиды. Это избавляет рыб от необходимости каждый раз искать себе партнера на дефицитном ресурсами и крайне редко заселенном глубоководье. Однако больше всего такие отношения интригуют иммунологов.

Достаточно вспомнить, с каким трудом удается медикам найти совместимые органы для трансплантации, невзирая на использование средств, временно подавляющих иммунитет. Однако при слиянии удильщиков этого не происходит — как если бы больной при пересадке мог без проблем принять любой случайно выбранный орган. Как это происходит, выяснилось лишь недавно: авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science, сообщают, что у удильщиков может вовсе не быть приобретенного иммунитета.

Напомним, клетки иммунной системы способны распознавать появление чужеродных клеток и «странных», необычных для организма молекул. Фрагменты таких молекул представляются (репрезентируются) В-лимфоцитам, производящим мириады случайных разновидностей антител. Это позволяет подобрать антитела, которые лучше связываются с чужеродными структурами, позволяя их нейтрализовать.

Чтобы выяснить, почему у удильщиков этого будто не происходит, Томас Бём (Thomas Boehm) и его коллеги изолировали ДНК представителей 10 видов глубоководных рыб, четыре из которых при спаривании временно соединяются телами, а шесть — сливаются раз и навсегда. Кроме того, были отсмотрены геномы трех видов удильщиков, живущих на мелководье и спаривающихся без соединения организмов.

Такая работа обнаружила, что у сливающихся видов нарушена работа генов RAG, а у некоторых — и генов белка AICDA. Эти гены обеспечивают «перемешивание» нужных фрагментов ДНК в В-лимфоцитах для производства разнообразных антител, позволяя иммунитету подобрать подходящий «ключ» к любому чужеродному антигену. Удильщики Photocorynus spiniceps и Haplophryne mollis, у которых отсутствует и RAG, и AICDA, оказываются вовсе не способны производить антигены.

Для людей такой иммунодефицит крайне опасен, и как выживают при этом удильщики, остается неясным. Возможно, их спасает особенно мощный неспецифический иммунитет, позволяющий обходиться без адаптивного. Но возможно, что у удильщиков реализуется какой-то собственный вариант адаптивного иммунитета, отличающийся от классической схемы с выработкой и подбором антител, характерной для всех позвоночных.