Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
27.12.2021
2 496

У переболевших Covid-19 в тяжелой форме обнаружили «слабую» иммунологическую память

5.7

Целью американских ученых было определить, влияет ли тяжесть Covid-19 на развитие В-клеточного иммунного ответа.

Пациент с Covid-19
Пациент с Covid-19 в отделении интенсивной терапии больницы Scripps Mercy Hospital в Чула-Виста, Калифорния, США, 12 мая 2020 года / © Getty Images

Новое исследование микробиологов и генетиков из Центра медицинских наук при Техасском университете в Сан-Антонио (США) показало, что B-лимфоциты иммунной системы, играющие важную роль в обеспечении адаптивного гуморального иммунитета, лучше сохраняют «память» о S-белке коронавируса у пациентов, которые переболели Covid-19 в более легкой форме. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS One.

Когда организм захватывают бактерии, вирус или паразиты, он реагирует цепной реакцией клеточной активности в иммунной системе: макрофаги или другие клетки врожденного иммунитета — базофилы, дендритные клетки или нейтрофилы — помогают атаковать патоген. Но порой к процессу подключаются Т- и В-клетки: они выступают линией защиты и на основе иммунологической памяти о прошлых взаимодействиях позволяют распознавать угрозы извне, чтобы организм мог бороться при их повторном появлении. Это называется приобретенным, или адаптивным иммунитетом. Т- и B-лимфоцитам нужно больше времени для развития, поскольку их поведение развивается на базе усвоенного опыта, но они, как правило, сохраняются дольше, чем клетки врожденного иммунитета.

B-лимфоциты вырабатывают антитела для борьбы с бактериями и вирусами, Т-клетки также используют цитокины в качестве молекул-посредников, чтобы посылать сигналы остальной части иммунной системы и усиливать ее реакцию. Авторы нового исследования сосредоточились именно на B-лимфоцитах, реагирующих на S-белок SARS-CoV-2. При помощи спектральной проточной цитометрии ученые охарактеризовали фенотип В-клеток, специфичных к коронавирусу, у 13 невакцинированных пациентов, которые перенесли Covid-19 в легкой (пять человек) или тяжелой (восемь человек) форме. Целью было определить, различался ли ответ В-клеток в этих двух группах.

Участники были преимущественно белыми (94%) и латиноамериканцами (75%). Все, кроме одного человека, имели одно или несколько сопутствующих заболеваний. Под тяжелыми случаями понимали такие, при которых потребовалась инвазивная искусственная вентиляция легких или экстракорпоральная мембранная оксигенация (ЭКМО). Как отмечают специалисты, именно это отличает наиболее критических пациентов, у которых с высокой вероятностью произойдут нарушения иммунного ответа.

Кровь сдавали после выписки из больницы — в среднем спустя 30-32 дня после появления симптомов. Для участников с нетяжелым течением Covid-19 образцы дополнительно брали через 18 дней с момента первых признаков инфекции и при последующем посещении медучреждения (примерно через пять месяцев). Для контроля использовали мононуклеарные клетки периферической крови — лимфоциты (Т, В и NK-клетки), моноциты и дендритные клетки — от трех здоровых доноров. Их собирали до начала пандемии, в 2018-2019 годах.

Как показал анализ, по прошествии 30-32 дней значительная часть B-лимфоцитов, специфичных к S-белку коронавируса, оставалась активной. Однако именно у пациентов, которые перенесли Covid-19 не в тяжелой форме, спайк-специфические IgG +В-клетки демонстрировали повышенную экспрессию маркеров, связанных с прочной иммунологической памятью, включая транскрипционный фактор T-bet и мембранный белок FcRL5, — по сравнению с участниками исследования, переболевшими в тяжелой форме.

«Ранее было замечено, что более высокий процент от общего количества CD19 + T-bet + IgG + B-клеток связан с более короткой продолжительностью симптомов. Мы определили, что такая ассоциация преимущественно затрагивает антиген-специфические В-клетки и предполагает влияние на развитие В-клеточной памяти. <…> Хотя частота T-bet + IgG + B-клеток различалась между двумя группами, они в целом показали активированный фенотип B-клеток с переключением памяти в обеих группах. Через пять месяцев после проявления симптомов большинство специфических к S-белку В-клеток памяти были в “состоянии покоя”, а процент T-bet + IgG +В-лимфоцитов памяти снизился до исходного уровня», — пишут ученые.

По их мнению, результаты обнажили тонкие различия в иммунном ответе после нетяжелого и тяжелого Covid-19. Также авторы работы допустили, что у людей, перенесших коронавирусную инфекцию в сравнительно легкой форме, формируется более «качественный» ответ В-клеток: он может быть долгоживущим или приведет к росту популяции клеток, секретирующих антитела, при повторном воздействии патогена.