17.09.2022
Анна Новиковская
1 212

У голубых гну половой отбор влияет на размер рогов и самцов, и самок

3.5

Обычно мы полагаем, что в дикой природе обладателями самых выдающихся вторичных половых признаков — ярких хвостов, роскошных хохолков или развесистых рогов — чаще всего становятся самцы, которым приходится конкурировать друг с другом за право на спаривание с самкой. Однако, изучив коллекцию черепов голубых гну из Южной Африки, исследователи обнаружили, что у этих копытных размер рогов не зависит от пола — только от размера самого животного.

Голубой гну — один из самых многочисленных видов копытных в Африке / © phys.org / Автор: Иван Беляев

У рогатых животных самцы «традиционно» носят самые впечатляющие головные наросты — достаточно вспомнить великолепные рога благородных оленей или ланей, у которых самки безроги. Даже у северных оленей и архаров, у которых рогаты и самцы, и самки, рога самцов выглядят несоизмеримо внушительнее, чем у их подруг.

Такую разницу биологи объясняют половым отбором, в основе которого лежит конкуренция самцов за право на спаривание с самками. Поскольку самкам нет нужды сражаться друг с другом за своих кавалеров, их рога не перерастают «экологический оптимум», когда для защиты от хищников их размера вполне достаточно, а вот для произведения впечатления на конкурентку — уже нет.

У голубых гну, самых многочисленных африканских антилоп, рога тоже есть и у самцов, и у самок, но при этом только самцы отмечают границы своей территории и сражаются с другими самцами, вторгшимися в их владения. Казалось бы, логично предположить, что у гну мужского пола рога будут расти больше и массивнее, — однако, изучив 75 черепов этих животных из музейной коллекции, исследователи не обнаружили ожидаемой зависимости размера рогов от пола гну.

Если рассматривать форму рогов, самцы и самки четко отличаются по их толщине, однако при введении поправки на размер эти различия полностью исчезают. Иными словами, если взять небольшого самца и крупную самку голубого гну, то их рога будут практически одинаковыми.

Оцифрованный череп голубого гну, использовавшийся в исследовании / © phys.org

Пока что ученые не могут сказать, по какой причине отбор действует на рога самок гну: возможно, самки тоже сражаются друг с другом, например, ради доступа к самым лучшим пастбищам.

Исследование опубликовано в журнале BMC Ecology and Evolution.